| Источник

Куда на самом деле спешил колобок из знаменитой русской сказки со словами «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», выяснилось только в этом году. Оказывается, он возвращался на свою родину. Теперь все желающие могут поехать в гости к колобку в Симбирскую губернию, то бишь в Ульяновскую область, которая объявила себя родиной хитрого, проворного и румяного героя русских народных сказок.

Новые приключения колобка

Гостей Владимир Ланько обычно встречает на крыльце своей мастерской, в которой красуются видавшие виды чугунные утюги, самовары и старые балалайки. Но главное ее украшение – невообразимое количество улыбающихся физиономий. Улыбок так много, что и сам не можешь удержаться от того, чтобы не растянуть рот до ушей. А все они – колобки! Колобков тут – целое семейство. Они улыбаются вам со столов, из-за кистей и красок, с пианино и даже с подоконника, с которого, кажется, готовы сигануть за окно и укатиться навстречу приключениям.

Хозяин мастерской раскручивает на ладони, как футболист мяч, колобка с озорными глазами и вдруг крепко подхватывает. «Стоп! Куда?» – серьезно говорит колобку Владимир Ланько. Хоть и не испечен этот колобок в печи, а выточен из липы и раскрашен в стенах этой мастерской, норов у него тот еще… Хозяин ставит колобка подальше от края стола, делает ему суровый выговор и грозит пальцем.

Владимир Ланько – бывший военный, служил на Дальнем Востоке, в запас уволился в Прибалтике, жить приехал в Ульяновск, где когда-то окончил военное училище. Бывшие сослуживцы, которые навещают его в мастерской в Безымянном переулке, не могут поверить, что этот человек, вытачивающий из липы шары, их бывший строгий начальник. Скажи кто раньше полковнику Ланько, что он станет главным мастером по колобкам в России, то он бы… А теперь этим званием даже гордится.

От чебурашки до колобка

Владимир давно интересовался славянской культурой. Так что, когда пришло время увольняться в запас, он вспомнил о своем увлечении. От предложений торговать или охранять твердо отказался. Выпросил у городских властей Ульяновска помещение, повесил вывеску «Симбирский центр славянской культуры». А мастерской свой центр Ланько стал называть потому, что вытачивал и раскрашивал здесь матрешки и ложки.

Но вся эта деятельность не слишком удовлетворяла бывшего офицера. В 2007 году, на шестой год существования центра, доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Борисович Петров пришел к Владимиру в гости с необычным предложением: изготовлять колобков. Сергей Борисович Петров – личность в Ульяновске известная. Прежде всего как автор проектов по привлечению в город туристов. Это он порекомендовал открыть кафе под названием «У Гашека», ведь автор «Похождений бравого солдата Швейка» почти два месяца скитался в окрестностях Симбирска в разгар Гражданской войны после побега из белогвардейского плена. Петрову же принадлежит идея провозгласить Симбирск блинной столицей Поволжья. Он же организовал в области праздник рубки капусты, музей малины, а также выпросил у скульптора Зураба Церетели бюст Пушкина для своего города.

А как возникла идея с колобком? Дело в том, что еще в детстве в библиотеке Сергей Петрович обратил внимание на юную читательницу Дашу Чебурашкину. А позже, когда знаменитый герой Эдуарда Успенского стал популярен, Петров заинтересовался этимологией слова. Словарь Даля подсказал, что чебурашкой на Волге называли непотопляемый шар на конце бурлацкой бечевы, а также рыбацкую снасть с круглым поплавком. А затем чебурашкой стали называть куклу типа неваляшки. В поисках доказательств этой идеи ученый пришел к слову «колебятка». Так называли колобок – небольшой круглый хлебец из остатков квашни – только в Симбирской губернии. Петров решил, что родиной героя русской сказки может стать Симбирская земля. И хотя колобок, если верить сказке, существо бесполое, Петров предложил назвать «мальчика»-колобка «колебятко», а «девочку» – «колебятка».

К предложению Петрова Ланько отнесся серьезно. Вечером дома взял у внуков книгу со сказкой про Колобка и принялся перечитывать. Домашние поведению главы семьи изумились несказанно. Но они удивились еще больше, когда вскоре он принес круглый шар с большими веселыми глазами и улыбкой в виде сердечка. Домашние ахнули: колобок к ним прикатился!

Но Владимир Андреевич восторг домочадцев не разделял. А Сергей Борисович Петров вообще всех первых колобков подвергал критике. «Нужно не нарисованное человеческое лицо на шаре. А сказочный герой!» – говорил он.

Колобков Ланько делал из липовых заготовок, вытачивая их на станке. Желающих разрисовывать колобков было много. Но расписать деревянный шар так, чтобы, увидев его, люди стали улыбаться, получилось только у художницы Светланы Моисеевой. С того дня как Сергей Борисович Петров одобрил первый «настоящий» колобок, «выпеклась» не одна их тысяча. Но тот, самый первый стоит на видном месте. Он не продается, не дарится, даже в чужие руки не разрешается его брать. С него ведь берут начало все остальные колобки.

Колобков в магазинах Ульяновска принимали на продажу с удовольствием. Ланько с помощниками выпускал колобков всех размеров и всяких видов. Вот колобок на пенечке. Вот колобок у забора. Для пропаганды сказочного героя Ланько с Петровым создали программу по работе с городскими детскими садам. Приходили в гости к малышам показать сказку, рассказать о колобке. С собой приносили готовые белые шары, краски и кисти, чтобы дети могли расписывать колобков, а потом унести их домой.

Сказочки и сказочники

Между прочим, в конце прошлого года Московская ассоциация землячеств запустила проект «Сказочная карта России». В настоящее время свои сказочные символы есть уже у 17 регионов России. Великий Устюг считается родиной Деда Мороза, Кострома – Снегурочки, в Тверской области функционирует «пещера Кощея Бессмертного», Ярославская область называет себя резиденцией Алеши Поповича, Емели, Щуки, а также Бабы Яги, родиной Золотой рыбки объявило себя село Большое Болдино на Нижегородчине. Так что, когда в начале этого года у известного краеведа Сергея Борисовича Петрова представители проекта поинтересовались, что может Симбирская земля предложить для сказочной карты России, он тут же назвал колобка.

Сообщение о новой родине колобка вызвало иронию даже у земляков. Ну а Петров к этому времени выяснил, что первое письменное упоминание слова «колобок» зафиксировано в XVII веке: протопоп Аввакум в своем «Житии» жалуется на то, что его в яме не хлебом кормят, а колобками. А популярным сказочным героем колобок стал после записанной Афанасьевым сказки с одноименным названием.

Все эти сведения Петрову очень пригодились, поскольку из-за колобка неожиданно начался нешуточный спор с Украиной! Там появилась инициативная группа, которая заявила: и колобок у них украли, и слово – тоже. Родной брат Ланько, который живет в Крыму, даже позвонил ему и поведал о кампании, которая развернулась на Украине за колобка. Конечно, симбирских «колобков» это не остановило. За поддержкой они обратились к губернатору области Сергею Морозову. Тот идею одобрил и даже попросил сделать большой запас колобков для администрации: для подарков гостям. Даже делегации в Ульяновске–Симбирске теперь стали встречать не хлебом-солью, а свежеиспеченными колобками.

Бум на колобков, начавшийся в феврале этого года, продолжился предложением запатентовать героя русской сказки и поставить его на конвейерное производство. Даже конкуренты у Петрова с Ланько появились. Но колобок хитер не только в сказке, но и в жизни. Не дается он в руки. По-прежнему очень трудно простой деревянный шар превратить в озорного шутника. Не у всех художников получается расписать его так, чтобы люди поверили, что это действительно колобок.

Найти хорошего мастера после Светланы Моисеевой Ланько не удавалось очень долго. В итоге он доверил своих колобков студентке факультета культуры Ульяновского госуниверситета Екатерине Обуховой, будущей художнице по национальным костюмам. Ее отец расписывает храмы, а мама – специалист по росписи матрешек. Екатерина для своей работы собирает все доступные иллюстрированные издания со сказками про Колобка. Никогда не возьмет кисть в руки в плохом настроении, больше трех колобков в день не расписывает – непростое это дело. С помощью Екатерины Ланько надеется создать целую школу росписи колобка.

Но главная задача у Ланько и Петрова глобальнее. Во-первых, они хотят потеснить приевшиеся заграничные сувениры, а во-вторых, надеются, что румяный герой русской сказки приобретет всемирную известность. Ведь Ульяновск хочет предложить сделать Колобка символом будущего чемпионата мира по футболу.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста