Долгие века цензура была эффективным средством сокрытия знаний, но век информации диктует свои правила. Любые данные, даже если их запрещать, в считанные часы и даже минуты становятся достоянием самой широкой общественности. Поэтому цензура стала неэффективной. Но замена была быстро найдена, изобретение это было сделано в недрах крупных технологических корпораций. Социальные сети, блог-платформы, имиджборды и другие сервисы, в которых информация генерируется самими пользователями, почти все имеют рейтинги пользователей, ленты и другие способы подачи информации, чтобы доносить её до потребителя. В крупнейших сервисах это делается в форме подписки на интересные каналы, группы или блогеров. Какие методы манипуляции можно придумать так, чтобы заставить людей получать информацию из определённых источников?

Самое простое — рекомендации и рейтинг самых популярных. Люди охотнее подписываются на те источники, которые имеют хорошие отзывы, репутацию и которые рекомендованы другими. Но вот только в определённый момент в рекомендациях может появиться то, что рекомендуют не другие пользователи, а руководство сервиса, например. Накрутку голосов тоже никто не отменял, притом если этим занимается администрация — простой пользователь тоже мало что может доказать. А нежелательных можно просто забанить. Но если эти методы оказываются недостаточно эффективными — уже имеются другие.

Роль твиттера в цветных революциях. Фото: liberatum.ru

Роль твиттера в цветных революциях. Фото: liberatum.ru

Например, издание Либератум раскрыло подробности так называемого «теневого бана», практикуемого корпорациями. Далее содержание статьи об этом явлении.

Американские корпорации просто обожают разыгрывать перед нами различные спектакли. То они демонстративно отказываются забанить какого-нибудь никому не известного политического активиста, то очень громко отказываются внести в свой софт закладку от АНБ, то еще чего придумают. А у нас — зрителей — должно сложиться впечатление, что эти корпорации стоят на страже свободы и демократии, что они за народ, что им можно доверять.

А теперь о том, как обстоят дела на самом деле. На днях стало известно, что Твиттер практикует так называемый теневой бан. Это такая хитрая и издевательская процедура, позволяющая забанить неугодного пользователя, но при этом не раскрыть сам факт блокировки, чтобы не спровоцировать скандал и дальнейшие разбирательства. Попав под теневой бан пользователь продолжает писать твиты и вообще не замечает никаких изменений. Но количество показов его сообщений искусственно занижается. И эта схема проста и гениальна, ведь:

  • вскрыть сам факт теневого бана очень сложно;
  • практически невозможно привести доказательства;
  • компания всегда может сказать, что имел место не предумышленный бан, а случайный сбой в работе алгоритмов ранжирования сообщений.

Манипуляции Твиттера были вскрыты по чистой случайности — помог человеческий фактор. Пользователи заметили, что твиты в пользу одного из кандидатов в президенты США (Трампа) стали загадочно пропадать из результатов поиска. Люди постарались узнать об этом больше и источник в Твиттер проболтался, что в компании действительно существуют белые и черный списки. В первый заносятся аккаунты влиятельных людей, чье мнение требуется преподнести как преобладающее. В черный попадают аккаунты влиятельных людей, чье мнение широко освещать в данный момент нежелательно. Потом эти списки используются для ранжирования результатов поиска по ключевым словам. Получается следующая картина: допустим, пользователь ищет твиты по теме президентской гонки в США. И видит, что преобладают хвалебные комментарии в пользу одного из претендентов. Он может подумать, что это действительно народное мнение, тогда как на деле это не более, чем искусная манипуляция.

Эксперты не сомневаются, что теневой бан практикуют все без исключения интернет-гиганты. Например, Google может показывать в поисковой выдаче страницы с нужной точкой зрения выше страниц с мнением оппонентов. Facebook может проводить такие же манипуляции для списка популярных новостей. Таким образом, теневой бан превращается в суперэффективный метод политического и экономического влияния.

В скрытии информации важную роль играют фильтры информации, которые показывают пользователям соцсетей в лентах не всю информацию с подписок, как это было раньше, а только определённые темы. Утверждается, что это очень полезная функция и она подстраивается под предпочтения пользователя, показывая только «самые интересные» новости. Да и пользователи очень довольны — нет кучи мусора в лентах, всё аккуратно, как будто персональная редакция для тебя работает. И она действительно работает…

Ещё в конце марта соцсеть «ВКонтакте» объявила о запуске «алгоритмической ленты новостей», которая работает как раз по такому принципу, скрывая часть новостей. На данный момент эта опция уже работает, пока её включить можно добровольно, но как знать, не станет ли она добровольно-принудительной…


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста