Военно - полевые священники строят бастионы веры«При создании военно-полевого храма было принято решение распространить опыт создания подобных храмов, если он будет признан успешным. Действительно, опыт оказался успешным, поэтому возможно появление других военно-полевых храмов», — сообщили в Нижегородской епархии после окончания учений. И, действительно, менее чем через год с благословения митрополита Германа и схиигумена Илии Оптинского (Ноздрина) и при поддержке Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями на ВЗТМ была построена новая мобильная церковь для российской армии. Она была названа в честь Николая Чудотворца.

«Камаз» — храм

Храм был сконструирован на базе автомобиля «Камаз» по подготовленному Московской Патриархией проекту. В развернутом состоянии он вмещает одновременно до 50 бойцов.

«Камаз» - храмРуководивший церковными учениями заместитель председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами игумен Савва (Молчанов) рассказал журналистам: «Военно-полевой храм, сооруженный на Мулинском полигоне, — единственный в России в своем роде. Создавая этот проект, мы учли все особенности служения в условиях воинских учений или реальных боевых операций, а также пожелания священников, побывавших в «горячих точках».

Впервые в крупных маневрах современной Российской армии священники приняли участие, когда проводились учения «Южный щит-2006». На них действовало более двадцати тысяч человек, которых обслуживали 18 православных и 4 мусульманских священника.

«Там мы приобрели бесценный опыт, который очень важен сегодня, — вспомнил Савва Молчанов. – Были отработаны формы, методы, этапы работы священника в условиях боевых действий. На маневрах мы отрабатывали действия священника, когда он уходит на войну, находится на войне и приходит с войны. У нас был палаточный храм, который должен был располагаться стационарно. Он стоял при штабе Внутренних войск в Моздоке, а также в Ханкале. Был и другой тип храма – на машине с прицепом. Священник там же и живет, утром встает и едет на позиции. Формы пастырской деятельности в различных храмах мы отрабатывали на практике. Палатку мы приобрели в Петербурге, на выставке Сухопутных войск. Потом отправились на Софринский церковный завод, оказалось, что там уже была задумка создать военно-полевую церковь.

Взаимодействие с мусульманским духовенством

«Не менее важен опыт взаимодействия с мусульманским духовенством, – считает Савва Молчанов. — Присутствие этого духовенства на учениях было инициировано Синодальным отделом и командованием Сухопутных войск. То, что люди, исповедующие ислам, не остались без окормления — это было по-человечески правильно, политически грамотно и традиционно для России. Будучи старшим, я, в согласовательной форме, работал с муфтием Мухаммедгали Хазратом Хузином. Командование выделило ему машину, и она стала «мечетью на колесах». Приходили военнослужащие, творили намаз, совершали молитвы. Учения показали, что между православием и исламом в армии нет антагонизма. Духовенство, работая рука об руку, может принести огромную пользу».

Священников в армии стало больше, чем при царе

Для Российской армии (исключая советский период) участие духовенства в военных маневрах и боевых действиях было нормой. При Петре I священники организационно вошли в штат полков. Накануне Первой мировой войны в русской армии (ее численность была сопоставима с нынешней) насчитывалось 850 священников. По оценке главы отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерея Дмитрия Смирнова, сегодня войска духовно окормляют две тысячи священников, правда, на общественных началах. В воинских частях работает 156 храмов и часовен. Еще около 400 располагается неподалеку от казарм. И вот появился первый мобильный военно-полевой храм. В будущем развертывание таких церквей рядом с боевыми позициями, как предполагается, станет неотъемлемой частью организации военных учений.

Зарубежный опыт

В подавляющем большинстве зарубежных армий священники являются штатными единицами. Например, в США Служба военных священников (СВС) включает 3000 капелланов, представляющих более 120 религиозных конфессий. Почти все они имеют офицерские звания. Возглавляет СВС совет капелланов, подчиняющийся помощнику министра обороны по личному составу. В совет входят 6 человек, в том числе 3 капеллана видов вооруженных сил в звании генерал-майор (контр-адмирал). Они поочередно исполняют обязанности председателя совета — главного капеллана ВС и ежегодно сменяются на этом посту

Священники, поступающие на службу в ВС США, проходят трехмесячный, а спустя 6-10 лет — годичный курс обучения в Центре военных священников (Форт Манмут, штат Нью-Джерси). Всем им присваивается офицерское звание. При поступлении на действительную военную службу они заключают контракт на три года и приобретают целый ряд льгот, предоставляемых военнослужащим армии США. Они получают денежное довольствие согласно своему офицерскому званию и должности, имеют право на 30 суток ежегодного основного отпуска и до 10 суток административного отпуска, обеспечиваются жильем и бесплатной медицинской помощью. Жизнь капелланов армии США страхуется на сумму до 250 тыс. долл. Им выделяются средства на покупку обмундирования и специальной униформы. Кроме того, военным священникам предоставляется помощь в оплате обучения в гражданском вузе (до 75% от его стоимости или до 3500 долл. в год).

Такое внимание Пентагона к Службе военных священников обусловлено ее немаловажным значением в укреплении психологической устойчивости американских военнослужащих. Капелланы выступают в роли советников и консультантов командиров подразделений и частей по вопросам морально-психологического состояния личного состава, оказывают значительную помощь в воспитании солдат, сержантов, офицеров на морально-этических и гуманистических принципах. Капелланы поддерживают связь с местными религиозными группами и благотворительными организациями, дают консультации по вопросам местных религий и культов в районах боевых действий с точки зрения их воздействия на выполнение боевых задач.

О конструкции

На Волгоградском заводе транспортного машиностроения по заказу Московской патриархии для российской армии на базе автомобиля КАМАЗ собрана передвижная церковь.

«В походном положении внешне передвижной храм очень напоминает обычный армейский трехосный полноприводный «КамАЗ» защитного цвета. Иначе и быть не может, ведь для движения по дорогам мы должны соблюсти все установленные ГОСТы», — рассказывает главный конструктор завода Юрий Еремин.

«Другое дело — в стационарном положении. Здесь мы учли требования заказчика и выполнили все каноны православной церкви. Уникальная система шарниров позволяет превратить кузов грузовика в настоящую церковь с куполом и крестом, с алтарем, с папертью, и даже отдельной исповедальней. Общая площадь — более 40 кв метров. В походном храме могут свободно находиться около 50 человек».

Передвижная церковь оснащена автономным генератором, кондиционером, современной обогревательной системой. «Наш храм сможет проехать в самые отдаленные воинские части и подразделения, расположенные в самых суровых климатических зонах и труднодоступных местах», — уточнил главный конструктор.

«На случай боевых действий купол убирается внутрь, два человека разворачивают церковь за четыре часа», — объясняет игумен Савва Молганов, зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Подробнее о

«бастионах веры» читайте здесь

"благословляю тебя на убийство ближнего твоего! Аминь"

"благословляю тебя на убийство ближнего твоего! Аминь"


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста