В пяти часах езды от Петербурга расположено село Винницы, где проживают представители немногочисленного, но, пожалуй, одного из самых самобытных и загадочных народов России – вепсов. Самое ранее упоминание о вепсах относится к VI в н. э. Считается, что на Русь они пришли из Прибалтики и поселились на территории современной Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Несмотря на то, что вепсы приняли православие, их культура и сегодня представляет собой сплетение христианских и языческих традиций.

В селе Винницы коротают долгие зимние вечера, как и много лет назад. Старшие поют частушки, рассказывают сказки и истории из прошлой жизни. Младшие слушают лежа на печи. «Я в школу пошла с 8 лет в 1946 году. Не знала ни одного слова по-русски. Учительница вепс, только после института. И если она на перемене слышала, что я на вепсском говорю, то снижала оценку», — рассказывает старожил села Винницы Таисия Андреенко.

Самое ранее упоминание о вепсах относится к VI в н. э. Считается, что на Русь они пришли из Прибалтики и поселились на территории современной Карелии, Ленинградской и Вологодской областей.

Таисию Ивановну в селе ласково называют «наша вепсяночка». Она может и национальное лоскутное одеяло собрать, и сладкие пироги с толокном испечь. Дом у нее тоже старинный, вепсский. Для сохранения тепла такие дома строились с низкими потолками и небольшими окнами. Внутри всего одна комната. «В родительском доме мы все спали вповалку. Мама стелила соломенные матрацы и все мы 8 сестер так и спали, родители с краю», — вспоминает Таисия Андреенко.

Мылись вепсы в старину, как и русские, в печке, поэтому и прославились богатырским здоровьем. Несмотря на то, что в современной вепсской избе есть и газовая плита, и стиральная машина, ее сердцем по-прежнему остается большая вепсская печка. От нее идет тепло по всему дому. С одной стороны лежанка, а с другой плита. Настоящая хозяйка знает, что именно на такой плите получаются вкусные калитки, колобки и каши.

В Винницком краеведческом музее бережно собирают все, что касается быта вепсов. Особое внимание уделяется мифологии и обрядам. Несмотря на то, что вепсы приняли христианство еще в XX веке, вся их культура буквально пронизана языческой мифологией. Вепсы верили в домовых, лесных и водяных духов.

«Раньше люди не могли объяснить, почему произошел пожар, думали, что это какой-то злой дух виноват. Тогда в эти дни люди устанавливали заветные праздники, и каждый год ублажали языческих богов для того, чтобы несчастных случаев больше не было», — поясняет руководитель студии декоративно-прикладного творчества Анна Трофимова.

Винницы буквально окружены языческими капищами. Поговаривают, что многие жители села и сегодня совершают там языческие обряды. Чтобы уберечься от злых сил, вепсы носили обереги, главным из которых считался пояс. «С самого рождения ребенка сопровождал пояс. Сначала это была красная ниточка. Красный цвет очень энергичный, защищает от зла. И с каждым годом пояс становился все шире и шире. Считалось, что самый красочный – это свадебный пояс», — рассказывает Анна Трофимова.

К семейной жизни девушку начинали готовить с пяти лет. Собирали ей приданое и складывали в сундуки. Чем старше девушка — тем больше сундук. На свадьбе невеста должна была хорошенько поплакать, опять же, чтобы отогнать злых духов. «Девушка должна была плакать и утираться рукавом. По краю здесь должна была быть вышивка красного цвета», — поясняет сотрудник центра вепсского фольклора Мария Виноградова.

Вепсы жили не богато, а потому к одежде относились бережно, изнашивали ее до дыр. А из старых платьев делали пестрые национальные половики. Такие были в каждой избе и служили не столько для красоты, сколько для тепла. «Очень экономично использовали полотно, обрезов почти не оставалось, крой шел геометрическими фигурами», — говорит руководитель студии декоративно-прикладного творчества Татьяна Сергеева.

Чтобы ребенок рос здоровым, еще до его рождения мама клала в люльку тряпичную куколку. Чтобы кукла не забрала у малыша душу, ее делали безликой. «Куклу вешали над кроваткой, чтобы она не давала ребенку голодать», — рассказывает Анна Трофимова.

Пока женщины занимались домом и детьми, мужчины изготавливали различную утварь из глины и бересты. До сих пор у вепсов распространены туеса – берестяные емкости для хранения продуктов. «Скромный орнамент характерен для вепсов. Бересту использовали потому, что она имеет свойства сохранять продукты от жары и мороза», — поясняет Анна Трофимова.

Занимаясь ремеслом, вепсы всегда произносили заговоры, передавая вещам положительную энергетику. Современные жители Винницы заговоров не знают, но родная культура у них по-прежнему в почете. Каждый ребенок в селе знает героев народных вепсских сказок, играет в национальные игры и читает стихи на вепсском языке.

 

www


Комментарии: (1)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста