Тёмная сторона Библии(жестокость, насилие и тоталитаризм в Библии и библейских религиях)
«Не нравится мне этот Бог — какой-то он злой !»
Реакция пятилетнего ребёнка на мультфильм по мотивам Библии.
«Прежде всего я учился у иезуитов. Впрочем, насколько я знаю, и Ленин занимался тем же самым. Мир ещё не создавал ничего более великолепного, чем иерархическая структура католической церкви. Многое я прямо оттуда перенёс в структуру нацистской партии… Католическая церковь может служить образцом, прежде всего из-за своей необыкновенно мудрой тактики и своего знания человеческой природы, из-за мудрого использования человеческих слабостей для управления верующими.»
Г. Раушнинг. «Говорит Гитлер».
«Не надо думать — с нами тот, кто всё за нас решит !»
В. Высоцкий. «Солдаты группы ’Центр’».
«Испокон веку немцы склонны были заменять писаное право авторитетом вождя… Они предпочитали, чтобы владыка, в которого они верили, над ними вершил суд по своему настроению, а не по твёрдым законам, основанным на разуме. К несчастью, нынешний ’вождь’ одобряет убийство.»
«Фюрер родился 20 апреля 1889 года в Браунау в Австрии, и всё, что он говорит и делает, идёт непосредственно от Бога.»
Л. Фейхтвангер. «Семья Опперман».
«От члена Партии требовалось, чтобы взгляды его были подобны верованиям древнего иудея, который, не ведая ни о чём, понимал лишь, что любой другой народ поклоняется ’фальшивым богам’. Ему и нужды не было знать, что богов этих зовут Ваал, Озирис, Молох, Астарта и т.д. Быть может, чем меньше он знал о них, тем лучше было для его правоверности. Есть Иегова и его заветы, а стало быть, все боги с другими именами или иными атрибутами — фальшивые боги.»
Дж. Оруэлл. «1984».
«Доктор Сречко Перич, монах из Ливно… обещал после резни отпустить убийцам грехи, ибо убийство не есть грех, если оно совершается в интересах католической церкви.»
Р. Петрович. «Геноцид с благословления Ватикана».
«На каждый призыв к милосердию в писании приходится по сотне угроз, проклятий и кровавых сцен. Недаром же папа запретил читать Библию не принявшим священнического сана.»
С. Логинов. «Миракль рядового дня».
«Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, — это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов… Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает — карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом…»
Марк Твен.
«Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь.»
Иис. Н. 11:14-15
«Дочь Вавилона, опустошительница ! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам ! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень !»
Пс. 136:8-9
«Так говорит Господь Саваоф: Вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца.»
1 Цар. 15:2-3
«Что такое организованная религия ? Это когда к Богу пытаются идти строем. Но к Богу не ходят строем.»
Неизвестный автор.
«Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство — наименьшее, тягчайшее же — воспитанье.»
М. Волошин.
Библия — «книга книг»,«сверхкнига». Эта книга была, пожалуй, самой значимой из всех книг в человеческой истории, в развитии культуры, философии, литературы и искусства. Христиане нередко называют её «учебником любви». И правда, в Библии сказано: «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя», «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», «любите врагов ваших», «не притесняй и не угнетай», «Бог человеколюбивый, долготерпеливый и многомилостивый» и т.п. Поэтому, когда мы слышим призыв к соблюдению библейских заповедей, призыв жить по законам Божьим, мы обычно вспоминаем именно об этих словах. И когда к нам обращаются представители библейских религий, мы склонны доверять им. Эти религии ассоциируются у нас с образом человеколюбивого и многомилостивого Бога, прощающего вину и преступление и грех, и мы ожидаем от них именно любви, доброты и милосердия. К сожалению, это верно далеко не всегда.
Библия — это большой, сложный текст, неоднозначный и зачастую противоречивый. Культурная и историческая ценность Библии бесспорна, но когда речь заходит о восприятии Библии как руководства к действию, её ценность падает почти до ноля — в силу той самой неоднозначности. Даже если относиться лишь к тексту Библии, воспринимая его буквально, в нём можно найти обоснование или оправдание для различных, порой диаметрально противоположных точек зрения — например, такие известные учителя иудаизма, как Шаммай и Гиллель нередко делали противоположные заключения, исходя из текста Ветхого завета, зачастую даже основываясь на одном и том же стихе из писания. Если же принимать во внимание ещё и существующие комментарии и истолкования библейских текстов, то оставаясь в рамках этих толкований можно доказать или опровергнуть правильность практически любой точки зрения. Поэтому в одном и том же тексте могли находить обоснование для своих рассуждений и действий строгий Шаммай и кроткий Гиллель, Иисус Назаретянин и первосвященник Каиафа, Торквемада и мать Тереза. В принципе, каждый может, будет такое желание, найти в Библии подтверждение своим мыслям, может увидеть в ней то, что хочет увидеть. На основе Библии возникало множество идеологий, учений и организаций, и нередко среди них оказывались волки в овечьей шкуре. Не раз и не два кто-то решал, что именно он понимает Библию и Божью волю правильно — это мог быть человек (или организация), лишь прикрывающий фразами из Библии свои амбиции, или же верующий, искренне желающий наиболее точно и наиболее полно исполнить повеления Господа. И вспыхивали костры инквизиции, солдаты отправлялись в крестовый поход, католики резали гугенотов, предавались анафеме учёные и мыслители… И всем этим действиям находились оправдания в Библии — отчасти из-за того, что библейские тексты многогранны и охватывают разные стороны жизни, но в большей степени из-за того, что в Библии жестокость и насилие нередко описаны как богоугодное дело. О том, как Библия учит любви к ближнему, доброте и милосердию, написаны сотни книг. Я же хочу поговорить о другой — «тёмной» — стороне Библии: о том, как она может стать (и не раз становилась) учебником, по которому в школах библейских религий людей учили жестокости, тоталитаризму и насилию — вплоть до фашизма.
На первый взгляд, все библейские религии и течения стремятся к миру, любви и созданию некоего идеального общества. Да и на второй тоже. Все они принимают принцип «возлюби ближнего своего», все призывают к выполнению Божьих заветов, правил, которые должны сделать их жизнь и жизнь окружающих лучше. Однако не каждый, кто заявляет, что действует во имя добра и призывает к добру, на самом деле ведёт к добру. Почему ? Во-первых, такие люди могут просто лицемерить — даже на кинжалах эсэсовцев было написано «С нами Бог». Во-вторых, эти люди могут искренне стремиться к добру, но их представления о добре могут сильно отличаться от ваших — вспомните, например, Платона, который провёл блестящий критический анализ тирании, однако в качестве альтернативы предложил такую форму государства (идеальную, по его мнению), по сравнению с которой СССР времён Сталина показался бы просто образцом свободной страны. В третьих, даже если люди стремятся к созданию такого общества, которое является идеальным и в ваших глазах, это ещё не значит, что их методы действительно приведут к созданию такого общества («Благими намерениями вымощена дорога в ад»). Каким же видят идеальный мир представители библейских религий ? Какое общество они пытаются создать ? Чтобы попробовать понять это, ответьте, как по-вашему, с какими из следующих утверждений согласились бы знакомые вам религиозные наставники:
Тот, безусловно, достоин презрения, кто не чувствует вечной любви, уважения и почитания к своим родителям.
Должно быть запрещено публично делать вещи, которые кажутся окружающим неправильными, даже если человек уверен в своей правоте.
Каждый человек должен иметь глубокую веру в какую-то силу, высшую, чем он, чьи решения для него бесспорны.
Послушание и уважение к авторитетам — главное, чему надо учить детей.
Слишком много людей живут сегодня неестественно и дрябло, пора вернуться к основам, к более активной жизни.
Хотя отдых хорошая вещь, но жизнь прекрасной делает работа.
Как бы это ни выглядело, мужчины заинтересованы в женщинах только с одной стороны.
Многие из них, вероятно, согласились бы с большинством этих утверждений, если не со всеми. А знаете, откуда взяты эти высказывания ? Теодор Адорно, психолог-социолог, проводивший исследования фашизма в Германии в 30-х и продолживший их в Америке после эмиграции (и там материала хватило) составил так называемую «Ф-шкалу» — тест, призванный выяснить склонность человека к фашизму, то, насколько он склонен поддаваться пропаганде фашистского толка, то, какое место мог бы занять этот человек в фашистском обществе. Тест этот представляет собой ряд типично фашистских высказываний (с небольшой контрольной примесью антифашистских). Вот оттуда-то и были взяты приведённые выше утверждения. По тому, с каким количеством высказываний согласился испытуемый и какие это были высказывания, определяют, мог бы этот человек занять место в фашистской организации (или же, наоборот, стал бы антифашистом) и если да, то какое. Держу пари, если бы кто-нибудь потрудился заполнить этот тест, руководствуясь лишь цитатами из Библии, оценка Господа Бога была бы весьма близка к оценке Адольфа Гитлера…
«Не может быть !» — скажут многие, — «Что общего между Гитлером и милосердным Богом ? Что общего между „Майн кампф» и Библией ?». Однако давайте вспомним историю: на протяжении почти двух тысяч лет церковь как организация практически всегда поддерживала любой политический режим и любую власть, даже самую жестокую тиранию (за исключением лишь тех режимов, которые ставили своей целью уничтожение самой церкви, да и в таких случаях церковь порой оказывалась на их стороне). Иудаизм, правда, в отличии от христианства, прочти никогда не выступал союзником власти, а тем более тиранов — во-первых, у евреев не было общей религиозной организации, выступающей от имени всех верующих, каковой являлась церковь для христиан, а во-вторых, практически любой авторитарный режим враждебно относился к евреям и преследовал их, сжигал на кострах, изгонял или запирал в гетто. Однако уже в наши дни ультрарелигиозные евреи в своей стране пытаются создать собственный тоталитарный мирок — превратить Израиль в «государство Торы». В XX веке церковь — как католическая, так и православная — в той или иной мере поддерживала все самые тоталитарные режимы.
Когда Хорхе Луис Борхес в своей статье «Ранний Уэллс» пишет: «он боролся с коммунизмом, нацизмом и христианством», он не зря ставит в один ряд эти три понятия. Эти три организации сродни друг другу. Вспомним историю. Немецкие фашисты в начале своей политической карьеры активно сотрудничали с германскими коммунистами. С 1939 года и вплоть до нападения Германии на Советский Союз гитлеровское правительство сотрудничало с коммунистическим режимом в СССР. Гитлер восхищался методами Сталина в управлении государством, считал русского правителя выдающейся личностью. Как писал об этих двух диктаторах в своей книге «Адольф Гитлер» лауреат Пулитцеровской премии Джон Толанд, «несмотря на внешнюю непохожесть, между Гитлером и Сталиным было много общего… Оба они были приверженцами беспощадной силы и руководствовались идеологиями, которые по существу ничем одна от другой не отличались. И коммунистов и нацистов делали крайне похожими друг на друга фанатизм и догматизм, убеждённость, что цель оправдывает любые средства.»
Сотрудничали с фашистами и христиане. В Италии 11 февраля 1929 года между фашистским правительством Муссолини и Ватиканом был заключён так называемый Латеранский конкордат — первый пункт соглашения гласил, что католицизм становится единственной государственной религией Италии, далее в тексте указывалось, что епископы должны присягать на верность главе государства. В 1933 году в беседе с церковными деятелями, выразившими сомнение в необходимости таких акций, как увольнение всех евреев с государственной службы, ограничение числа евреев в высших учебных заведениях Германии и попытка бойкота еврейского бизнеса, Гитлер напомнил, что сама церковь изгнала евреев в гетто и запретила христианам работать с ними, после чего пообещал более эффективно делать то, что католическая церковь пыталась сделать в течении веков. Видимо, это обещание пришлось по вкусу церкви, и 20 июля того же года был подписан конкордат (соглашение) между Ватиканом и Гитлером, причём папа Пий XI принял представителя Гитлера очень милостиво и выразил своё удовлетворение по поводу того, что во главе германского правительства стоит такой человек. Ватикан просил Бога благословить рейх и дал указание германским епископам принести клятву верности рейху, заканчивавшуюся словами: «В выполнении своего духовного долга и в заботе о благе и интересах германского рейха я буду стремиться избегать всех действий, которые могут нанести ему вред.» 15 марта 1938 года, через несколько дней после оккупации Австрии кардинал Иннитцер от имени австрийской церкви благословил Гитлера и заверил его, что пока церковь сохранит свои привилегии, австрийские католики будут самыми верными сыновьями великого рейха. Как видите, родственные души с лёгкостью находили общий язык, не взирая на кажущиеся противоречия. 22 июня 1941 года папа римский Пий XII хотя и не высказался прямо, но тем не менее ясно дал понять, что он поддерживает борьбу нацизма против большевизма, определив её как «благородную отвагу в защите основ христианской культуры» (видимо, ему не пришло в голову, что лекарство не должно быть страшнее самой болезни), большинство же немецких епископов открыто поддержали нападение на СССР. Даже в начале июня 1943 года, когда уже вовсю работали газовые камеры и крематории «фабрик смерти», папа римский, выступая перед кардиналами по вопросу гитлеровских репрессий против евреев, призвал деятелей католической церкви соблюдать осторожность в словах осуждения — он всё ещё считал Гитлера своим союзником в борьбе против большевизма.
Впрочем, справедливости ради следует заметить, что и православная церковь недалеко ушла от своей сестры. Карловацкий синод призывал полностью поддерживать Гитлера в его стремлении покончить с «жидомасонским режимом в СССР» и обвинял (!) немецкую католическую церковь в том, что она пытается защитить евреев от гитлеровских репрессий. В СССР митрополит Сергий (будущий патриарх) в своём заявлении, известном как «Декларация митрополита Сергия», выразил свою лояльность и лояльность церкви к сталинскому режиму — напомню, это происходило в те дни, когда тысячи священников были убиты или сосланы, а церкви закрыты или разрушены, не говоря уже о прочих мрачных событиях тех лет, приходящих на ум при словах «сталинские репрессии». В бытность свою патриархом Сергий (и затем так же Алексий I) превозносил Сталина, называя его «богоизбранным», «спасителем Отечества и Церкви» и «мудрым строителем счастья людей». В отличие от КПСС, православная церковь так и не осудила культ личности Сталина. Патриарх Пимен называл Брежнева «любимым миротворцем» после введения советских войск в Афганистан. Не лишне будет вспомнить также, что Российская Православная Церковь в течении многих лет была насквозь пронизана сетью агентов КГБ. По мнению священника Глеба Якунина, участвовавшего в работе комиссии Верховного Совета по изучению архивов КГБ, около 15-20% православных священнослужителей являлись агентами КГБ. Другой священник, в отношении которого предпринимались попытки вербовки, считает, что сотрудничал с КГБ в той или иной мере каждый второй священнослужитель. И эти люди сейчас учат народ, как быть свободными духом и как достигнуть царства небесного ! Не будет ли их царство небесное как две капли воды похоже на «светлое коммунистическое будущее» с Церковью на месте КПСС ?
Раз уж речь зашла о действиях католической церкви во время второй мировой войны, нельзя обойти вниманием трагедию сербского народа. На русском языке об этих событиях можно прочесть в книге «Геноцид с благословления Ватикана» доктора Растислава Петровича, рассказывающей о массовом уничтожении и насильственном окатоличивании православных сербов на территории Независимого государства Хорватия в 1941-1945 годах — усташи (хорватские фашисты) рука об руку с католической церковью воплощали в жизнь свой план: «Треть влахов (православных сербов) должна стать католиками, треть должна умереть, треть должна покинуть страну». В основе книги лежат архивные документы, главным образом свидетельские показаний сербов, бежавших из НГХ в оккупированную немцами Сербию. Из этих показаний явственно следует, что зачастую убийства вдохновлялись католическими священниками, а то и совершались ими. «При безусловной поддержке католического клира разрушено 299 православных церквей, 240,000 сербов насильственно переведены в римско-католическую веру, а около 750,000 сербов убиты, нередко после пыток, при одном упоминании о которых человека охватывает жуть». Зверства, творимые усташами, ужасали даже таких «гуманистов», как немецкие фашисты. «Из соображений гуманности и культуры немцы не могут допустить многого из того, что сейчас происходит !» — заявил на совещании с представителями МИД НГХ штандартефюрер Фукс. В тексте книги даны ссылки на четыре обращения к папе римскому Пию XII — 31 августа 1941 года, 1 марта 1942 года, 8 сентября 1942 года и 31 марта 1943 года, предположительно были и другие обращения, представитель Красного Креста посещал папского посланника Морони — но ответа из Ватикана не последовало, исходя из чего можно предположить, что папа одобрял, или, по меньшей мере, не осуждал происходящее в НГХ. Вот несколько цитат, повествующих о событиях тех лет и об участии в них католического духовенства: «Доктор Сречко Перич, монах из Ливно, ранее католический священник в Нише, призывал к полному уничтожению сербов… Он обещал после резни отпустить убийцам грехи, ибо убийство не есть грех, если оно совершается в интересах католической церкви. И действительно, Ливно и окрестности страшно пострадали. Несколько тысяч сербов — мужчин, женщин и детей — были подвергнуты истязаниям и убиты самым жестоким, самым зверским образом», «За командира у усташей здесь католический священник Анте Джурич, который выполняет свои обязанности в общине Дивуша. С первого дня это духовное лицо… набирает банды палачей и даёт им инструкции, что касается насильственного обращения православных сербов в католичество и ликвидации тех, кто отказывается изменить веру…», «В селе Хрелин приходской священник Домино после долгого отсутствия появился в трактире со словами ’Хвала Исусу’. На вопрос присутствующих, где он был до сих пор, священник ответил, что занимался делом: убивал сербов по всей Лике и собственноручно убил 40 сербов», «Загребский епископ Степинац и остальные епископы в Хорватии дали своё согласие на эту нехристианскую, дикую и кровавую оргию и ни разу не воспротивились подобным действиям своего духовенства, а также не попытались как-либо выразить своё неодобрение по поводу всех этих преступлений. Их зловещее молчание явилось лишь доказательством их соучастия.» Так поступали те, кто за считанные дни до описанных событий проповедовал в церквях слова Исуса: «Не убий». Наверняка, многие из них нашли в Библии оправдание и этим своим действиям…
Ещё одна небезынтересная деталь: Гитлер в одной из своих бесед с Раушнингом рассказывал, что многое в организации партии нацистов перенято им у иезуитов и вообще у католической церкви. Так, в частности, структура нацистской партии (НСДАП) была в значительной степени скопирована со структуры католической церкви. Конечно, это не может служить обвинением католикам, но это просто настораживает — почему организация «проповедников любви», которая должна бы была в принципе основываться именно на любви, устроена так, что это устройство чуть ли не идеально подошло фашистам ? Ведь вряд ли Гитлер мог бы почерпнуть что-нибудь полезное для него из, скажем, организации общины хиппи в Вудстоке. А вот церковь оказалась для него отличным учителем.
В чём же дело ? Почему церковь оказалась примером для Гитлера ? Как вышло, что христиане поддерживали фашистов ? Что между ними было общего ? Для этого в первую очередь надо понять, что же такое фашизм, что его характеризует. Вот какое определение даёт словарь Вебстера:
«Фашизм — политическая философия, движение или режим, который возвышает нацию, а чаще расу над личностью и устанавливает централизованное автократическое правительство, возглавляемое диктатором, строгую экономическую и общественную регламентацию и насильственное подавление оппозиции.»
А вот абзац из «Энциклопедия Британика»:
«Во всех своих формах фашизм демонстрирует определённые ключевые черты: абсолютный приоритет государства является главной среди них и из него следуют другие: подчинение воли индивидуума воле общества, выраженной государством, и полное повиновение лидеру (обычно харизматическому), который олицетворяет собой государство. Вдобавок, военная доблесть, сражения и завоевания в почёте, в то время как либеральная демократия, рационализм и буржуазные ценности предаются анафеме. Некий элемент мистицизма обычно пронизывает фашистское выражение святости государства (или расы) и провозглашение его предназначения, как, например, в пророчестве Муссолини о „возрождении» Римской империи.»
Другими словами, фашизм — это некая форма организации, при которой, во-первых, существует некая — реальная или воображаемая — «высшая сущность» (государство, народ, раса и т.п.), воля или требования которой приоритетнее всех других соображений; во-вторых, действует некое централизованное и авторитарное правительство, которое служит олицетворением «высшей сущности» и монопольным изъявителем её воли, зачастую это правительство возглавляется одним человеком (диктатором), который тоже может быть реальным или воображаемым, и тогда именно он олицетворяет собой «высшую сущность»; в третьих, интересы, желания и воля индивидуума полностью подчинены воле «высшей сущности» и, следовательно, воле правительства, выступающего от её имени, любые проявления инакомыслия жестоко пресекаются. Разумеется, перечисленные выше условия не включают в себя всё необходимое для создания фашизма, как его определяют энциклопедии. Тем не менее, как я надеюсь, в дальнейшем мы с вами увидим, что этих условий вполне достаточно для того, чтобы появились те плоды, из-за которых фашизм и стал бедствием. Речь идёт скорее не о самом фашизме, но о подобных ему формах организации. К примеру, тоталитарное правление Ленина и затем Сталина вряд ли может быть научно определено как фашизм, но я не думаю, чтобы узник ГУЛАГа из-за этого чувствовал себя намного лучше, чем заключённый в Маутхаузене, а застреленный офицером «СС» еврей-лавочник, вся вина которого заключалась в его национальности, умирает точно так же, как и потомок русского княжеского рода, получивший пулю в лоб из «нагана» уездного комиссара из-за своего дворянского происхождения.
Ключевым моментом для образования форм организации, подобных фашистской, является именно наличие «высшей сущности» или «высшей цели», обладающей абсолютным приоритетом («Германия превыше всего»). Авторитет «высшей сущности» позволяет оправдать и возвысить любое действие, направленное на исполнение её воли («Цель оправдывает средства»), и точно так же авторитет правительства, изъявляющего волю «высшей сущности», оправдывает любое его приказание. Мораль и право изменяются во имя служения «высшей сущности» — ни одно действие, каким бы чудовищным преступлением оно не было, не считается таковым, если оно совершено ради достижения «высшей цели». Моральные нормы типа «хорошо/плохо» или «добро/зло» трансформируются — «хорошим» становится всё то, что исполняет волю «высшей сущности», выраженную правительством, «плохо» всё то, что препятствует её исполнению. Любое действие, даже самое отвратительное и ужасное по старым законам морали, направленное на исполнение велений «высшей сущности» не только дозволено, но приветствуется и поощряется, объявляется верным, а то и необходимым. Насилие над индивидуумами, не принадлежащими к «высшей сущности», или над её «неблагонадёжными» элементами оправдывается их неполноценностью или их пагубным, разлагающим влиянием на общество — и либо объявляется добрым делом по отношению к ним, если насилие служит вовлечению их в ряды принадлежащих к «высшей сущности», либо проходит под лозунгом очистки или оздоровления общества, если насилие ведёт к уничтожению этих людей. В обоих случаях такого рода насилие считается благим делом. Любая попытка инакомыслия подавляется, как вспышка эпидемии. Так как «высшая сущность» и её воля зачастую не только не очевидны, но порой просто абсурдны и нередко противоречат сами себе, рационализм в такого рода организации не в чести. Для обоснования необходимости подчинения «высшей сущности» зачастую используются мистические мотивы, поскольку нельзя объяснить рационально, как можно, например, сражаться за мир, пытать ради гуманности и убивать во имя милосердия. Идеальный член такого общества должен искренне верить всему, что говорится от лица «высшей сущности», даже если это противоречит здравому смыслу. Те, кто читал «1984» Дж. Оруэлла, наверняка помнят диалог между главным героем и О’Брайеном: «- Как мне заставить себя не видеть того, что перед глазами ? Ведь дважды два всё-таки четыре ! — Иногда, Уинстон. А иногда и пять. Иногда и три. А иногда и так и эдак сразу. Надо стараться, Уинстон. Нормальным стать непросто.» Нормальным, разумеется, по меркам организации. По той же причине необходима широко развёрнутая и постоянно активная система пропаганды, а в идеале каждый человек, принадлежащий «высшей сущности» должен воспитываться с детства в духе верности идеям «высшей сущности» (для этого используется, например, участие детей в организациях типа «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд» в Германии или октябрят и пионеров в СССР), должен слепо верить ей и так же слепо повиноваться. Обычно существует также всеобъемлющая система слежки за всеми и каждым для выявления инакомыслящих («Большой Брат видит тебя») и карательный орган для борьбы с ними. Не вдаваясь в подробности, назову ещё несколько характерных черт тоталитарных режимов: строгая регламентация всех сторон жизни, стремление режима сделать людей как можно более одинаковыми — вплоть до одежды и речи, воинственность, постоянные поиски врагов (еретиков, жидомасонов, врагов народа), ксенофобия и деление на «мы» и «они», когда «они» всегда являются носителями зла («США — империя зла»).
Этот трафарет примерно одинаков для всех форм организации, подобных фашизму. Поставьте на место «высшей сущности» великую Германию — и вы получите Гитлера, фашизм, гестапо и печи Освенцима. Поставьте на место «высшей цели» торжество коммунизма во всём мире — и вы получите Сталина, тоталитаризм, НКВД и бараки ГУЛАГа. Но есть ещё одно слово, которое так и просится на место «высшей сущности», слово, которое наверняка приходит в голову первым, когда мы слышим: «высшая сущность». Это слово — «Бог». Конечно, многие сейчас возразят, что это не одно и то же — служить фюреру и служить Богу. Простите, но какая разница, кому служит человек, если это служение требует, например, сожжения людей ? Папа римский Иннокентий III, воинствующее христианство, инквизиция и костры аутодафе точно так же вписываются в «фашистский» трафарет. И точно так же вписывается в этот трафарет то «государство Торы», которое хотят создать в Израиле некоторые религиозные евреи, заявляющие, например, как доктор Вергафтиг из Бар-Илана, что «если демократия ставится выше ценностей иудаизма, я такую демократию не принимаю» и отвечающие на вопрос о том, не будет ли нарушена свобода граждан в таком государстве, что «опасения эти напрасны — истинную свободу можно найти лишь в своде еврейских религиозных законов. Как сказано, ’Свободен лишь тот, кто изучает Тору’» (так и вспоминается надпись «Только труд делает человека свободным» на воротах Освенцима). Любая форма организации, которая ставит на первое место по значимости служение какой-то «высшей сущности», тяготеет в той или иной мере к фашизму. И библейские религии в большинстве своём не являются исключением.
Боги библейских религий — тоталитарные Боги. Тоталитарен ветхозаветный Бог, требующий от своего народа безусловного и полного подчинения, угрожая всевозможными карами: «Будете слушаться меня — и я буду хорошо относиться к вам, если же вы посмеете нарушить мои приказы — я сотворю с вами такое, что вам небо покажется с овчинку и вы пожалеете, что родились !» — подобного рода обещания постоянно встречаются в тексте Ветхого завета, достаточно взглянуть хотя бы на одно из них (например, Лев. 26:3-39), чтобы проникнуться «добротой» Иеговы. Во время Нюрнбергского процесса доктор Келли спросил Геринга, правда ли, что того называли в Германии «йес-мэном», потому что он всегда говорил своему фюреру только «йес» («да»), на что Геринг ответил: «Этот так, но я хотел бы, доктор, попросить Вас, чтобы Вы назвали хотя бы одного ’ноу-мэна’ (т.е. человека, говорившего ’нет’), который не лежал бы в земле на глубине трёх метров.» Яльмар Шахт в ответ на вопрос главного обвинителя от США Роберта Джексона, почему он не отказался в своё время выполнять приказы Гитлера, объяснил: «Если бы я так ответил, я бы не имел возможности вести с Вами этот приятный диалог, вместо него был бы монолог — я бы тихо лежал в гробу, а пастор читал молитву.» Такими были методы убеждения фюрера (думаю, нет необходимости описывать методы убеждения Сталина) и точно так же выглядят методы убеждения Господа. И для того и для другого существует лишь два мнения — его собственное и неправильное, только два вида поступков — исполнение его приказа и преступление. Всякий акт неповиновения — вольный (например, Числ. 15:32) или невольный (например, 1 Пар. 12:9) — жестоко наказывается Богом, либо людьми, действующими по его указаниям, причём когда карает сам милосердный Бог, самое мягкое наказание — тяжёлая болезнь, обычно же Иегова просто убивает непокорных — о подобной манере вершить суд с восторгом отзывался Гитлер: «Именно так должно совершаться правосудие в Германии — либо оправдание, либо голова с плеч долой !». Всем, вероятно, известно, что Гитлером были уничтожены около шести миллионов евреев. Однако, как писал в серии статей «Малозаметные моменты в Торе» Ефим Майданик, мало кому известно, что Мидраш («Истолкование») — одна из книг иудаизма, дополняющая и толкующая священное писание — рассказывает, что во время девятой казни египетской («тьмы») Богом были уничтожены 80% (если не больше) евреев, проживавших в Египте, что составило около 12 миллионов убитых ! «За что ?» — спросите Вы. Да практически ни за что — как писал Раши, наказаны были евреи, не пожелавшие подчиниться Божьему повелению и покинуть Египет. Вот так: добрый Господь одним махом уничтожает за неповиновение четыре пятых своего народа, двенадцать миллионов трупов за три дня, куда уж там какому-то Гитлеру. Тоталитарен (хотя и в меньшей степени) Исус, говорящий «Вы друзья мои, если исполняете то, что я заповедую вам» (Иоан. 15:14), автор столь любимого Сталиным изречения «Кто не со мной — тот против меня» (Мат. 12:30) и так называемого «золотого правила» — «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук 6:31) (как писал Р. Бах: «Как бы Вам понравилась встреча с мазохистом, страстно желающим быть избитым плёткой и при этом соблюдающим ’золотое правило’ ?»), «спаситель», обещающий не то мучительную смерть, не то вечные пытки всем тем, кто не примет его как Бога и не раскается в своих грехах. Кстати, каково определение греха в христианстве ? В книге «Упражнения в христианстве» (чего стоит одно название !) Джин Гибсон даёт перечень греховных поступков: «1) хождение своим путём (Ис. 53:6); 2) нарушение закона Бога (1 Иоан. 3:4); 3) восстание против Бога и беззаконие (1 Иоан. 3:4); 4) знание того, как нужно поступать и неисполнение этого (Иак. 4:17); 5) руководство не верой, а какими-либо другими устоями (Рим. 14:23); 6) неверие в Господа Исуса (Иоан. 16:9); 7) всякая неправда и неправдивость (1 Иоан. 5:17); 8) всё, что противно Богу (Рим. 3:23)». Практически весь этот список можно свести к первому и последнему определениям — греховно всё, что человек делает или решает самостоятельно, не руководствуясь волей Бога, греховно всё, что неугодно Богу (причём угодно или неугодно Богу может быть что угодно). А наказание за грех — смерть (Рим. 6:23). Так, согрешил и был наказан человек, отказавшийся избить пророка, который сказал ему «Бей меня !»: в наказание Бог посылает льва, который убивает этого человека (3 Цар. 20:35-36). Согрешили и понесли «заслуженную» кару дети, дразнившие лысого как колено пророка Елисея «Иди, плешивый ! Иди, плешивый !»: за непочтение к пророку милосердный Господь насылает медведиц, которые разрывают сорок два
ребёнка (4 Цар. 2:23-24) — воистину, «справедливое» наказание для тех, кто осмелился назвать облечённого властью лысого лысым. А вот массовые убийства, совершённые такими праведниками, как Исус Навин или царь Давид, грехом не были, так как были угодны Богу. Если таковы Боги — чего, по-вашему, стоит ждать от религии ?
Большинство религий в основе своей тоталитарны. Религии тоталитарны за счёт того, что служение Богу и соблюдение заветов Бога объявлено «высшей целью» и посему должны быть для верующего приоритетнее любых других действий, законов и желаний. Религии тоталитарны за счёт того, что патриарх, аятолла, первосвященник или папа обладает «монополией на Бога» («Истина принадлежит Церкви») и, следовательно, всякое его распоряжение теоретически равносильно распоряжению, отданному лично Богом. Религии тоталитарны за счёт того, что верующих с детства воспитывают в духе покорности Богу, учат руководствоваться во всех поступках словами Бога, оценивать любое действие с точки зрения его угодности Богу, учат выполнять требования Бога, какими бы тяжёлыми они ни были и каких бы жертв не требовали («Честь быть повешенным или быть распятым на дереве и сожжённым, если это то, о чём попросил Господь»). Последователи такой религии не должны жалеть себя ради исполнения воли Божьей — и точно так же они не жалеют других: вряд ли Авраам, чью готовность пожертвовать во имя Бога чужой жизнью воспевают уже тысячи лет в синагогах и церквях, спросил у Исаака, согласен ли тот лечь с перерезанным горлом на дрова жертвенного костра, вряд ли «праведник» Лот, предлагающий беснующейся толпе выдать своих дочерей на растерзание со словами «Делайте с ними, что вам угодно» (Быт. 19:8), спросил сперва у дочерей, согласны ли они на такую страшную смерть. Последователя такой религии можно легко подвинуть на любое действие — именем Бога: именем Бога объявляли крестовые походы и джихад, именем Бога инквизиция пытала и убивала, именем Бога направляли толпу, кричавшую Пилату: «Распни, распни Иисуса Назаретянина !». Точно так же законопослушные и сентиментальные немцы, готовые плакать над птичкой с подбитым крылышком, методично и хладнокровно истребляли цыган и евреев — именем великой Германии, забыв как о том, что убийство — это нарушение закона, уголовное преступление, так и о том, что человеческие страдания достойны сожаления не меньше страданий птички. Рудольф Гесс, начальник «лагеря смерти» в Освенциме, примерный муж и отец семейства, рассказывал о том, что в его лагере были уничтожены два с половиной миллиона евреев с не меньшей гордостью, чем крестоносец, искренне полагающий, что он сражается во имя того самого Бога, который сказал «Не убий», рассказывал о том, что он убил сотню «неверных». Гесс, по его собственным словам, защищал Германию от евреев — во имя Германии, крестоносец защищал «истинную веру» от «неверных» — во имя Бога. Из-за тоталитаризма религии, тоталитарным станет и государство, созданное на основе этой религии. Мы знаем, что происходит в арабских государствах (таких, например, как Иран), основанных на законах ислама. Можно предположить почти наверняка, что государство, основанное на законах иудаизма или христианства, будет не лучше. Лишь немногие религии свободны от тоталитаризма — таков, например, дзен («- В чём состоит

реализация дзен ? — Когда я голоден — ем, когда устал — сплю.«), таков суфизм (» — В чём высшее служение Богу ? — Встать утром, пойти на базар, купить еды, вернуться домой, приготовить обед и съесть его. — Но ведь это то, что каждый из нас делает каждый день !? — Делать то, что ты делаешь каждый день, но не забывать при этом о Боге — это и есть высшее служение Богу.«) — однако построить государство на основе такой религии практически невозможно, так как эти религии ни коим образом не соотносят себя с управлением государством, они заняты лишь отношениями души с Богом (в отличии от, скажем, иудаизма, где религия и государство суть одно, где свод законов и уголовный кодекс созданы религиозными учителями, исходя из текстов священного писания). Любое же государство, построенное на основе тоталитарной религии, будет государством тоталитарным, государством фашистского толка.

»Ни в коем случае!» — наверняка возразят мне, — «Ведь Библия призывает к любви! Государство, построенное на библейских ценностях, не сможет прибегать к жестокости и насилию!» К сожалению, это не так. Вспомните, во многих христианских странах, христианами же управляемых, действовали законы, жестокостью превосходящие законы монгольской орды времён Чингиз-хана и законы дикарей-каннибалов — почитайте исторические документы или хотя бы «Принц и нищий» Марка Твена, чтобы ознакомиться с некоторыми из этих законов, принятых теми самыми людьми, которым было заповедано прощать «до семижды семидесяти раз» (Матф. 18:21-22). Законы иудаизма на первый взгляд значительно мягче, ведь иудаизм призывает к любви в не меньшей степени, нежели христианство — большинство высказываний Исуса о любви к ближнему взяты именно из еврейской традиции, в частности, из работ Гиллеля — но при более пристальном рассмотрении оказывается, что их мягкость предназначена лишь для «внутреннего употребления», лишь для иудеев — вот, например, отрывок из интервью с Я.Шацем, одним из авторов исследования, посвящённого созданию государства, управляемого по законам Торы: «В изгнании, если еврей воровал, его за это сурово наказывали. По Торе, если еврей ворует, единственное наказание, которое его ожидает, это — возвращение краденого в двойном размере. Сажать его за это в тюрьму не следует,» — казалось бы, очень гуманно, но вот задают следующий вопрос: «- А если ворует гой (нееврей)? — По семи заповедям, выполнение которых обязательно для всех потомков Ноя, гой, совершивший воровство, достоин смерти.» Христианство призывает любить ближнего, как самого себя — и именно христианами была создана инквизиция, организация, вошедшая в историю как пример жестокости — слово «инквизитор» стало нарицательным для обозначения бессердечного палача и в таком качестве продержалось в разговорной речи сотни лет — до середины XX века, когда оно было вытеснено словом «фашист». «Все эти люди не могут быть примером истинного христианства, они лишь называли себя христианами, настоящие христиане живут по законам Божьим и не прибегают к насилию!» — возразят мне. Хорошо, допустим, что это действительно так и все примеры насилия в истории христианства — это действия ложных христиан, людей, лишь называвших себя христианами. Но тогда где же примеры истинных христиан среди сильных мира сего и власть имущих — ведь таких должно быть больше, нежели «лже-христиан», правивших железной рукой?! Может ли кто-нибудь назвать хоть одну страну, которая управлялась христианами по тем самым «Божьим» законам — страну без жестокости и насилия ? Я затрудняюсь отыскать хотя бы один такой пример.
Кроме того, распространённое мнение о том, что жестокость и насилие неугодны Богу, описанному в Библии — ошибка, основанная на недостаточном знакомстве с текстом писания. Бог в Библии нередко одобряет насилие и сам зачастую прибегает к нему. Не будем даже говорить о таком примере «милосердия» Божьего, как всемирный потоп, убивший на Земле всех людей и всех животных, кроме бывших с Ноем в ковчеге (Быт. 7:23). Взглянём лишь на одну главу из Библии — на ту, где Бог впервые даёт заповедь «Не убий» — на главу «Исход». В этой же главе Господь убивает всех первородных сыновей египтян — «не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12:30) — для того, чтобы заставить фараона выпустить евреев из Египта. Странно, что «человеколюбивый и милостивый» Бог не стал возбуждать в фараоне желание отпустить народ Израиля, а вместо этого предпочёл, наоборот, побудить фараона противиться просьбе евреев (Исх. 7:3, Исх. 10:1) чтобы он, Бог, мог жестоко наказать всех египтян (включая грудных младенцев). Несомненно, большинство пострадавших египтян не были виновны в том, что фараон не позволял евреям покинуть страну и, более того, они даже уговаривали фараона выпустить израильтян (Исх. 10:7) — и тем не менее пострадали все. В этой же главе Бог уничтожает египетскую армию. В этой же главе Бог даёт указания о том, каких людей следует убивать — так, в частности, следует убивать злословящих родителей (Исх. 21:17), колдуний (Исх. 22:18) и идолопоклонников (Исх. 22:20), следует истреблять тех, кто использует для себя благовония, подобные употребляемым для богослужения (Исх. 30:33, Исх. 30:38), следует казнить тех, кто работает в субботу (Исх. 31:15). В этой же главе по приказу Господа убиты 3,000 израильтян, поклонившихся золотому тельцу (Исх. 32:27-28). Как видите, «милосердный» Бог отнюдь не является противником убийств.
Более того, в Библии описаны, причём описаны как дела богоугодные, аналоги практически всех преступлений, совершённых фашистами! Фашизм, пожалуй, был самым страшным из всех бедствий XX века. Фашистами были совершены самые чудовищные злодеяния в истории. Расовая теория, нацизм, массовые убийства, избиение женщин и детей, геноцид, трагедия Хатыни и Лидице, концентрационные лагеря и печи Освенцима — все эти ужасы никогда не изгладятся из памяти человечества. До сих пор у любого нормального человека одна мысль об этом вызывает ужас и отвращение. И всё это имеет свои прототипы в Библии (кроме, пожалуй, концлагерей — но прототипом концлагеря можно, наверное, считать ад), прототипы в виде дел богоугодных: либо одобренных Богом, либо содеянных самим Богом или же по его приказу.
«Расовая теория» — идея об «избранности» немецкой расы, о её естественном превосходстве над всеми прочими — сама по себе не была преступлением, однако именно она послужила оправданием для захватнической войны, для массовых убийств и для геноцида. Действительно, точно так же, как человек способен раздавить таракана, если он считает себя выше таракана, он способен раздавить человека другой расы или другого вероисповедания, если он считает себя выше его. Однако каждый, внимательно читавший Библию, помнит, что там тоже есть идея «избранного народа» — сперва таковым оказывается народ Израиля (Втор. 7:16, Втор. 10:14-15), затем, по мнению христиан, «избранность» переходит к ним (Матф. 21:43, Гал. 3:29). Правда, и те и другие утверждают, что «избранность» нельзя понимать так, как её понимал Гитлер, эта «избранность» не даёт каких-то особых прав, наоборот, она лишь накладывает дополнительные обязанности, дополнительную ответственность перед Богом. Это звучит весьма благородно и самоотверженно. Однако вчитаемся повнимательнее в текст Библии, вспомним историю — и мы увидим, что это лишь миф, что понимание «избранности» немецкого народа Гитлером и понимание «избранности» народа Божьего самим народом Божьим во многом совпадают. Гитлер вёл захватнические войны, чтобы завладеть «жизненным пространством», считая, что «избранная» арийская раса имеет право на эту землю в силу своей «избранности». Народ Израиля захватил страну Ханаан, истребив значительную часть местного населения (включая женщин и детей — согласно указаниям Господа), так как «земля обетованная» была обещана им Богом и потому они имеют право на эту страну (Быт. 17:8, Быт. 28:13). Христиане в своё время захватили полмира и, ничтоже сумняшеся, обратили в рабство одни народы и истребили другие, лицемерно заявляя (или, наоборот, искренне полагая), что несут им блага цивилизации и свет истинной веры.
Немецкие нацисты блюли «чистоту расы», введя даже понятие «расового преступления» — вступление в сожительство с представителем «низшей расы». Ветхозаветные иудеи так же боролись за «чистоту» своего народа, запрещая браки с иноверцами (Исх. 34:16, Втор. 7:3, Ездр. 9:12), в Ветхом завете рассказывается о том, как священник убил израильтянина, возлегшего с мадианитянкой (Числ. 25:6-8) и о том, что Господь благословил это убийство, о том, как после возвращения из Вавилонского пленения священник Ездра потребовал от израильтян прогнать иноплеменных жён и их детей (Ездр. 10:3, Ездр. 10:10-11). Христиане долгое время запрещали (а многие запрещают и до сих пор) жениться или выходить замуж за иноверцев. Нацисты (в том числе и католики) уничтожили миллионы людей на захваченных территориях, не мучаясь угрызениями совести, народ Божий творил массовые убийства, христиане убивали «неверных» и даже христиан других конфессий — а ведь все они должны соблюдать заповедь «Не убий!» В чём же дело ? Просто человек другой нации или другого вероисповедания уже не представляется человеком! Наиболее чётко это видно у примитивных племён с первобытной культурой — в их языке «людьми» называются лишь члены ихплемени или даже только жители их деревни, остальные являются лишь ещё одной разновидностью животных. Для дикаря из такого племени поедание мяса убитого врага не является каннибализмом, с его точки зрения он ест мясо добытого зверя. На более высокой ступени развития общества такое отношение к чужакам исчезает, но всё равно нередко остаётся тенденция считать представителей другого народа неполноценными людьми, недочеловеками. Даже Исус, которого нередко пытаются представить эдаким интернационалистом, однозначно заявляет «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 15:24), посылая своих учеников изгонять нечистых духов и «врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф. 10:1), он говорит им: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:5-6) и даже сравнивает иудеев с детьми (надо полагать — с детьми Божьими), а язычников с псами (Матф. 15:26) ! Заповедь «Не убий» на самом деле звучит «Не убий человека», а потому убийство животного или недочеловека убийством не считается. Именно поэтому немцы могли хладнокровно истреблять евреев, цыган и славян — ведь они убивали лишь Untermenschen — недочеловеков. Именно поэтому ветхозаветные иудеи убивают иноплеменников и Бог, давший заповедь «Не убий» взирает на эти убийства благосклонно — ведь убивают не людей, а «идолопоклонников». Именно поэтому христиане были уверены в своём праве захватывать чужие земли и «крестить огнём и мечём» — ведь они проделывали это не с людьми, а с «язычниками».
Зверские убийства фашистами мирных жителей на захваченных территориях. Возможно, самое страшное здесь — то хладнокровие, та методичность, с которой уничтожались тысячи людей. «…построенные по одним и тем же проектам печикрематориев, … техническая разработка конструкций передвижных машин для размалывания человеческих костей — всё это указывает на единую злую волю…» — этот отрывок из речи Л. Н. Смирнова, помощника главного советского обвинителя на Нюрнбергском процессе вызывает содрогание. А какие чувства вызывает следующий отрывок: «Всех жителей захваченного города вывели за пределы города, умертвили с помощью пил, топоров и молотилок и сожгли в обжигательных печах. Так же поступали в дальнейшем и с жителями других захваченных городов» ? Не менее ужасно ? А это уже изложение текста Библии (2 Цар. 12:31), так действовал «праведный» царь Давид. На Нюрнбергском процессе бывший обергруппенфюрер «СС» фон Бах-Зелевский показал, что на совещании в Везельсбурге в 1941 году Гиммлером была поставлена задача: уничтожить в России 30 миллионов человек — для уменьшения биологического потенциала славянских народов. Сейчас это звучит как кошмар, как страшный сон, но, по мнению самого фон Бах-Зелевского, реализация программы была вполне возможна, если бы ситуация не изменилась и немцы не были бы вынуждены покинуть оккупированные территории. Или вот ещё: «Было измерено количество пленных, захваченных во время оккупации этой страны, после чего две трети из них были умерщвлены.» Вы полагаете, это ещё одно злодеяние фашистов ? Хотя это и похоже на действия фашистов, на самом деле это ещё одно деяние «великого праведника» — царя Давида (2 Цар. 8:2). В 1942 году, после убийства шефа «СД», протектора Чехии и Моравии Гейдриха, немцы в качестве акции возмездия (по сфабрикованному обвинению в укрывательстве убийц) расстреляли всех мужчин старше 15 лет в чешской деревне Лидице, а саму деревню сожгли дотла. Эту историю часто приводят в качестве примера жестокости фашистов. Однако жителям Лидице могли позавидовать жители ханаанского города Гай, который разрушил Иисус Навин по приказу Господа Бога (Иис. Н. 8:1-2) — в этом городе воины Иисуса истребили всех жителей: и мужчин, и женщин, и детей, а сам город сожгли (Иис. Н. 8:22-26). Впрочем, точно так же поступили израильтяне и с Иерихоном (Иис. Н. 6:20-23), так же поступали они и с другими городами земли Ханаан — единственное разнообразие заключалось в том, что одни города они сжигали, а в других селились, население же города, разумеется, истребляли полностью в любом случае (Иис. Н. 10:28-40, Иис. Н. 11:10-15). И, конечно, всё это делалось в соответствии с повелениями «доброго и милосердного» Господа и при полном его одобрении. Фашисты, замечу, были не в пример гуманнее.
«Геноцид» — ещё одно леденящее кровь слово. Фашистами была предпринята попытка полного уничтожения некоторых народов. «Мы должны развить технику обезлюживания. Если Вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц, и это то, что я намерен осуществить, это, грубо говоря, моя задача.» — говорил в своё время Гитлер Раушнингу. «… конечной целью, несомненно, должно стать полное устранение евреев !» — писал он в одном из своих писем. Последовавшие события, надо полагать, известны всем. «Приговор — евреи должны быть уничтожены… Встаёт вопрос — что делать с женщинами и детьми ? Ответ ясен. Надо принять твёрдое решение: этот народ должен исчезнуть с лица земли.» — это отрывок из выступления рейхсфюрера «СС» Гиммлера перед группой высокопоставленных чиновников 6 октября 1943 года. А вот ещё один текст: «Я приказываю вам истребить полностью нацию амаликитян. Не давать пощады ! Убейте всех — мужчин и женщин, подростков и грудных детей.» Вы думаете, это очередные бредовые идеи фюрера ? Нет, это почти дословное изложение приказа, отданного Господом Саваофом через пророка Самуила царю Саулу (1 Цар. 15:3) — этот текст можно считать отличным примером истинной доброты и милосердия Божьего, не правда ли ?
Вы думаете, я перечислил все ужасы и мерзости в тексте Библии и в библейских религиях ? Нет, к сожалению, я, можно сказать, ещё и не начинал. Тема зверства, тема мучений и убийств с благословления Божьего в Библии практически неисчерпаема. Назовите любое проявление насилия — и почти наверняка знаток Библии и библейских религий с легкостью отыщет пример из Библии или же из иудаизма или христианства, где бы подобное насилие творилось (или было обещано, или к нему призывали) с благословления Бога, по приказу Бога или даже самим Богом. Как видите, фашистам не надо было далеко ходить за идеями — прототипы всех своих зверств они без труда могли найти среди «богоугодных» дел, описанных в Библии. Поэтому я боюсь прихода религии к власти — если такое правительство начнёт вершить богоугодные дела, руководствуясь «учебником любви», кто знает, не будут ли эти дела подобны описанным выше ?
Эта статья не претендует на роль серьёзного научного анализа. Я готов согласиться с каждым, кто скажет, что это однобокий подход к религии: несомненно, это так, но ведь и подход к фашизму, утверждающий, что это абсолютное зло и только зло, является не менее однобоким. «Человек, который за четыре года поднял свой народ со дна к самосознанию, гордости, дисциплине и власти, заслуживает благодарности своих сограждан и восхищения всего человечества», — это было сказано о Гитлере, причём сказано не придворным пропагандистом, а иностранцем, евреем Свеном Хединым. И всё же вряд ли кто-то из нас, зная о «прелестях» фашизма, захотел бы жить в фашистском государстве. Я просто попытался изложить беспокоящие меня мысли. Сейчас, когда в Израиле ортодоксальные иудеи укрепляют свои позиции в парламенте и издают законы, попирающие права человека, а религиозный фанатик стреляет в главу правительства, действуя в соответствии с постановлением религиозных авторитетов, разрешающим и оправдывающим это убийство, когда в России уже предпринимались попытки придать Российской Православной Церкви статус государственной религии, а Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, выступает со статьёй «Великая ложь демократии», по сути призывающей к тоталитаризму — эта тема кажется мне актуальной. Каждый раз, когда я слышу призыв к созданию «государства Торы» или рассуждения о том, что Россия должна жить по законам православия, мне становится страшно. Меня пугает возможность объединения государственной власти — и так не всегда человечной — с людьми, для которых геноцид может быть боговдохновенным, а убийство грудных детей — благослов
нным делом.
К сожалению, автор этой статьи в конце не удержался от стандартного реверанса в сторону церковников — «несмотря на все преступления против человечества, в христианской религии есть много хорошего». Это лишний раз показывает, как глубоко укоренилось в людях мнение о «милосердной и гуманной» христианской религии. Судите сами — написав статью, обличающую реальное лицо христианского церковного аппарата, сразу после этого автор написал о возможности христианства быть «источником духовности». Религия рабов — это источник духовности… Смешно, если бы не было так грустно
Позволю себе привести отрывок из той же Библии — Матфей, гл.7: (О том же можно прочесть и у Луки 6:43))
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые
У меня была мысль выбросить последние два абзаца — но Алекс настоял на полной публикации, поэтому пришлось писать этот комментарий.
Здесь и далее примечание Warrax’a
Нет, я не против религии, я ни в коем случае не хочу поставить знак равенства между религией и фашизмом. Я лишь предлагаю быть осторожнее в выборе духовных наставников. В наши дни религии могут служить одновременно источником духовности и источником тоталитаризма. Священник  Г. Чистяков (храм Свв.Космы и Дамиана, Москва) в одной из своих проповедей говорил, что Церковь сегодня способна закрепить в сознании прихожан элементы тоталитарного мышления и тем самым затормозить их духовное развитие — но она же может освободить верующих от тоталитаризма и помочь их духовному росту. Для того, чтобы избежать первого
и достичь второго, священник призывал помнить, что суть христианства вовсе не в подчинении законам и традициям, не в соблюдении каких-то правил (кто-то сформулировал подобную мысль короче — «К Богу не ходят строем») — суть христианства в раскрытии своего сердца навстречу Богу. Религия — это скорее явление или состояние души, чем организация, и превращение религии в организацию — тревожный симптом. Один из восточных учителей говорил, что ум — это инструмент для взаимодействия с внешним миром, с окружающей средой, а религия — инструмент для общения с миром внутренним, с душой, с Богом. Иисус говорил: «царство Божие внутри вас» (Лук. 17:21) и «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22:21). Религия должна заниматься душой, если же она уделяет слишком много внимания ритуалам, традициям, обрядам и законам, у неё не остаётся времени на заботу о душе. Если же религия стремится к власти, пытается занять в обществе «руководящую и направляющую» роль, объединиться с государством — ей вообще некогда заниматься душой и она деградирует, вырождаясь в лучшем случае в фарисейство.
В рамках библейских религий — как, впрочем, и любой другой организованной религии — есть истинные духовные учителя (к сожалению, меньше, чем хотелось бы), обращающиеся к душе, есть множество «фарисеев», механически исполняющих обряды и заучивающих молитвы и толкования, есть «фашисты в рясах», пытающиеся установить «диктатуру Бога», создать тоталитарное общество с Богом на месте фюрера или Большого Брата. Причём (и это страшно) все эти люди могут искренне верить в Бога и полагать, что именно то, что они делают и есть наиболее угодное Богу служение. Очень важно, чтобы последователи той или иной религии шли за людьми из первой категории, чтобы их наставником был именно духовный учитель, а не ходячий набор цитат или замполит от религии. Ум может помочь отсеять фальшивых наставников, душа поможет узнать истинного учителя.
Не ходите к Богу строем, господа ! Воздавайте кесарю кесарево, а Богу — Божие
Alex, Март 1996
Хотя с последними словами я согласен — если убрать официальную религию, стяжающую богатства от оболваненных прихожан и стремящуюся распространить свое влияние и на мирскую власть — то пусть христианство останется как личная религия, как утешение тем, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки.
«115. Быть религиозным с пользой. […] Все люди, которые не умеют владеть никаким оружием, — если причислить к оружию язык и перо — становятся раболепными; для таких людей христианская религия весьма полезна, ибо раболепие принимает в ней внешность христианской добродетели и поразительно разукрашивается. — Люди, которым их ежедневная жизнь кажется пустой и монотонной, легко становятся религиозными; это понятно и простительно; но только они не имеют права требовать религиозности от тех, чья ежедневная жизнь протекает не пусто и не монотонно.» — Ф. Ницше, «Человеческое, слишком человеческое»
www

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста