Тхамаха и царица СиромаховаБольшинство жителей Краснодарского края слышали (а многие там и бывали) странное для современного слуха название «Тхамаха». Так называется красивый горный хребет, расположенный в Северском районе и одноименное с ним поселение. Многие, наверно, думают, что это не славянское название, но это — заблуждение. На основании изучения древнеславянских летописей, сказов и хронографов есть основание сделать вывод, что в древнейшие времена наши предки расселились по всей Евразии, в том числе и в Краснодарском крае. Доказательством вышесказанному служат одинаковые, повторяющиеся из региона в регион географические названия объектов (согласно исследованиям С.С. Печенева, около половины названий рек Сибири совпадает с названиями рек Индии и Европы).

Объяснение этому мы находим в «Ведах полабских славян», изданных С. Верковичем при царе Александре II: «В то время многие места были пустынны и тогда на них селились наши деды, и … какими местами овладевали, то давали им другие названия… Наши деды распространились по всей земле, и тогда-то … каждому войску, которое состояло из 5-10 тысяч душ и уходило заселять какое-нибудь другое пустое место, давалось то имя, которое носил их воевода, и это имя оставалось за теми навсегда; потому то наши деды, когда делились много раз на много войск, принимали и много имён, и так до ныне стали различаться между собой только по имени воеводы, или царя». Славяне таким образом увековечивали имена своих воевод и царей — память о них сохранялась в названиях родов.

Тхамаха и царица СиромаховаНазвания географических мест также часто совпадали с именами древних героев и богов. Д. Калюжный и С. Валянский в своей книге «Другая история Руси» приводят целый перечень истинных славянских имён, выбранных ими из архивных записей, которые носили наши предки до христианизации, и мы, читая их, как бы путешествуем по географической карте нашей Родины. Смотрите сами: Аргун — ущелье, Волга — река, Мамай — курган, Печера — река, Шабан — гора, Черногор — гора, Ахун — гора, и далее Шипка, Сканд, Тархан, Утеш… И все это — славянские имена. Такие реки, как Дон, Днепр, Днестр, связаны со славянским именем Дана, а это богиня вод.
А какое имя увековечено в названии хребта Тхамаха и одноимённого с ним поселения? В глубокой древности у наших предков слово «ХА» означало положительное мужское начало, а слово «ТХА» означало интуитивное женское начало (отсюда Ха-Тха — это уравновешенная система). Значит, нам уже нужно искать не героя, а героиню, жившую в древние времена в наших местах.
И такая великая женщина нашлась. Согласно славянским летописным источникам и сказаниям история жизни нашей героини разворачивалась так. В 6-м веке до н.э. царь персов Кир II (Кир Великий), из династии Ахеменидов, вторгается на Кавказ. К этому моменту он покорил уже все страны от Сыр-Дарьи и Гималаев до островов Эгейского моря. Для завоевания новых земель ему оставалось идти только на север, что он и сделал, но там его полчища были разгромлены царицей саков-масагетов (это, поясним, не самоназвание наших пращуров, а название, полученное русами этих земель от греков). Звали ее Сиромахой.
Царица Сиромахова дословно означает — вдова (сирота) Махова, так как слово «сирый» имеет значение одинокий. Из древних же сказаний мы знаем, что её мужем был великий славянский царь Мах, объединивший разрозненные рода наших предков в мощное государство. Границы славянского царства простирались от Дона и Донца до Каспийского моря, где граница пролегала по реке Араксу.
В районе Аракса в 529 году до н.э. битва саков-массагетов (древних русов) с персидскими полчищами, пленённый Кир был казнен.
Теперь приведём отрывок из Геродота, который подтвердит и сам сказ, и то, что Кир собирался переходить именно Аракс: «Над массагетами властвовала тогда одна женщина, имя которой было Тамирис, означающее, что она была вдовая после смерти своего мужа. Кир послал ей предложение, чтобы она вышла за него замуж. Но Тамирис, которая поняла, что он хочет жениться не на ней, а на её царстве, отвергла предложение. Тогда, поскольку его хитрость не удалась, приблизился Кир к Араксу и предпринял открытый поход против массагетов. Он сколотил мосты через реку и построил башни на кораблях, которые должны были служить паромами».
Осталось разобраться с именем Тамирис. Геродот наверняка списал имя царицы со свитка вавилонских жрецов во время своего посещения Вавилона. Времени было в обрез, спешил, а персидского языка он не знал, пользовался переводчиком, скорее всего местным греком. Переводчик оказался не очень большим грамотеем в древнеперсидской клинописи. Он знал буквы, алфавит, и не более того. Короче, переводчик Геродота не учёл, что персы пишут предложение не слева направо, а как раз наоборот. Так у Геродота в записях появилась ТАМИРИС вместо СИРИМАТ, а ещё точнее — СИРИМАФ. Клинопись вместо СИРОМАХ(А) сумела передать СИРИМАТ.
Слово «вдова» тогда ещё не существовало, его заменяло слово «сиромаха», «сирота», что значит — «одинокая», «покинутая». Возможно, что и название народа «сарматы» также произошло от «сирматы», «сиромахи», т.е. это те славянские племена, что остались «сирыми», одинокими после гибели царя Маха…

Тхамаха и царица СиромаховаВернёмся к нашей героине, царице Сиромахе. Как жаль, что не сохранилось её обычное имя.
Через 18 лет после смерти Кира Дарий I, новый владыка Персиды, решил наказать наших пращуров за смерть своего предшественника и в 513 году до н.э. двинулся через Босфор и Дунай в Северное Причерноморье. Царица Сиромаха (Тамирис) ещё была жива. Известно, что она участвовала в совете старейшин, и молва приписывает именно ей идею заманивания персов в глубь степи с последующим поджиганием трав и «партизанской» войной. Главным князем над русами был тогда царь Каныш, а командовал войсками на поле боя сын бывшей царицы Винамир.
Имя величайшей царицы её современники постарались по традиции увековечить в географическом названии Кавказа — и не где-нибудь на окраинах её царства, а в центральной части. Вот и объяснение названию «Тха-Маха», то есть царица Тха, жена царя Маха. Косвенно это подтверждается и наличием в данной местности обширных древних захоронений. Курганы просто изобилуют вокруг Тхамахи.
Их там просто тысячи, большинство курганов просто земляные, а некоторые обложены сверху камнями, но есть и с установленными памятными камнями, а памятные камни устанавливались тогда только по великим людям. Вокруг обширнейшей долины, находящейся у подножия хребта, на горных вершинах сохранились развалины каменных сторожевых башен. Удобно это место и в сфере сообщений — дороги ведут и в сторону Горячего ключа (сейчас находится не в лучшем состоянии), к морю, и в степную зону, на Краснодар.
Такое место было выгодно и с точки зрения защиты от внезапных нападений, так как долина окружена горными хребтами. Может быть, царица и похоронена была где-то недалеко? Там имеется огромный курган, расположенный прямо в долине. Но на этот вопрос нам должны дать ответ уже археологи.
От её прозвища, возможно, произошло название нового рода — сирмахов, искаженного греками в сарматов. Точно также её праправнук Оставр (422 год до н.э.) дал родовое имя племенам таврам (ставрам), которые занимались в основном разведением крупного рогатого скота. Его именем был назван полуостров Таврида (ныне Крым).
* * *
Приведем сказания про царицу, списанные Ю.П. Миролюбовым с буковых дощечек и опубликованные за рубежом (с небольшими сокращениями).
Сказание про царицу Сиромахову
Когда не стало на Руси царя Маха, всё прахом пошло. Скотина умирала, разбойники нападали со всех сторон и уводили людей в рабство. Заплакали русы:
— Сиромахи (сарматы) мы бедные! Некому теперь нас от врага боронить!
Услышала тот плач царица вдовая и так сказала:
— …Почто споритесь? Я буду вашей начальницей. А кто мне не подчинится, тому голову сниму напрочь!
Примчались тут гонцы издалека и принесли недобрую весть, что царь вайлов [вавилонцев] Киряка идёт на Русь с войском многим и перебил уже стражу полуденную.
Позвала царица Сиромахова сына своего Богураза, велела отправляться на полудень и выведать у врага его коварные замыслы.
Пошёл царевич Богураз искать вайлов. А те, хитрые, с пути ушли, в горах спрятались, а на дороге обозы оставили. А в тех обозах — кувшины глиняные, а в кувшинах — вино старое, крепкое. Налетел царевич Богураз с войском своим на обозы, добро забрали, вино выпили, а потом попадали в будяки да заснули на солнышке.
Тут их, пьяных, вайлы и порубили, а Богураза в полон взяли. Пришёл в себя Богураз-царевич, затужил и горько закручинился, что так оплошал и позволил взять себя пьяного.
А царица Сиромаха уже о том прознала, поставила над войском младшего сына Винамира и на выручку поспешила. Два дня шла, да опоздала — убили вайлы царевича.
Поплакала Мать-Сиромахова, а потом на Киряку-царя напала, войско его разбила, а самого царя в полон захватила.
Привели Киряку к царице, а та и говорит ему:
— Ты почто сына моего Богураза сгубил? Почто пришёл пить кровушку русскую? А захотел крови, так будет тебе!
И велела царица отрубить пленным вайлам головы, а кровью их напоить Киряку-царя досыта.
А когда напоили его так, что он пьяный стал, сняли и с него голову, чтоб другим впредь неповадно было на Русь зариться.
И долго царица Мать-Сиромахова дедами нашими правила и суды праведные рядила. И не раз ещё деды с вайлами бились, что войною на Русь шли, да не удалось им ни дедов побить, ни Русь нашу закабалить.
* * *
Нашествие ойранского царя Киряки

И была над пращурами нашими царица, и звали её царица Сиромахова. Собрала она рати русские, поставила сына своего Винамира воеводою и послала их на врага.
Что за пыль по степи встаёт и куда вороньё летит? А летит оно на поживу скорую, чует смерть многих храбрых витязей. И ещё летят гонцы борзые, всем разносят наказ царицы, велят уходить к полуночи в леса тёмные, в балках прятаться, чтоб скот врагу не достался, чтоб враг людей не хватал, не бил, старых с малыми не уродовал, кровь славянскую не проливал.
Ой, не плачь, не кричи, матерь русская, когда к сече зовут твоих детушек, не убивайся по ним преждевременно. Коль сохранит их Перун, воротятся, а падут, как герои, со славою, уйдут в Ирий на луга Сварожии. Сам Перун им навстречу выедет на белом, как снег, коне и уведёт их в свои чертоги небесные.
Повернули возы к полуночи, пошли кони, быки с коровами, овцы, телята потянулись в леса дремучие, чтобы там от ойранцев [иранцев] прятаться, пережидать беду неминучую.
И летят по степи всадники, и бросают клич во все стороны:
— Все, кто молод, — на рать иди!
— Все, кто крепок, на рать иди! Защищать иди землю русскую!
Идут нам сербы на помощь, идут славутане от Днипра широкаго, идут люди с Карпат-горы, спешат они на допомогу нам! Держитесь, братья, обороняйте землю русскую, не отдавайте ворогу!
И схлестнулись две силы грозные, будто две волны в степном море. Застучали тут стрелы острые, заблистали кинжалы медные, полилась на землю горячая кровь. Бьются воины до самого вечера, и один день, и другой, и третий, лишь когда темнота спускается, по станам своим расходятся.
И взяли русы в полон самого Киряку-царя с воеводами и привели их к царице.
На снимке: Памятный камень близ курганов около Тхамахи.

По материалам:

газеты «Красная звезда».

От редакции:

Наши постоянные читатели из Краснодарского края прислали в редакцию материал о древней истории этих русских земель. Знакомство с ним заставляет задуматься, как обделена историческая память современных россиян сведениями о нашем далеком прошлом, об истоках славянской культуры.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста