| Источник: кРАмола

Русский терем. Картинка из "ВКонтакте"

Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI-ХVII вв., стали использовать камень. Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времён. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня, причём форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.

Свойства дерева как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из лёгкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжёлый дуб либо берёзу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затёсы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день ещё не начал удлиняться, а земля и деревья ещё спят, рубили эту просмолённую сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнёт. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы брёвен. Недаром до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Русский терем. Фото: kramola.info

Русский терем. Фото: kramola.info

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скреплённые («связанные») между собой в четырёхугольник брёвна. Каждый ряд брёвен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниёт меньше.

Да и декор фасада был очень важным делом в строительстве, поскольку каждый символ имел свои обережные свойства и тайное предназначение в традиционной славянской магии.

По типу скрепления брёвен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Брёвна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.

При скреплении брёвен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло всё же задувать зимой.

Самым надёжным, тёплым считалось скрепление брёвен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы брёвна стен не стёсываются. Однако, чаще снаружи брёвна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтёсывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам брёвен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды брёвен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов.

Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырёхугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства хором. Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надёжность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — «повал».

Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков брёвен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Конструкция избы

Схема устройства кровли: 1 — жёлоб; 2 — охлупень; 3 — стамик; 4 — слега; 5 — огниво; 6 — князевая слега (» кнес»); 7 — повальная слега; 8 — самец; 9 — повал; 10 — причелина; 11 — курица; 12 — пропуск; 13 — бык; 14 — гнёт.

Сверху вниз поперёк в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — «поток». В него собиралась стекавшая с крыши вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — «конёк» («князёк»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном — «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» — то, что охватывает.

Изба. Фото: ruspravda.info

Изба. Фото: ruspravda.info

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуёю, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дёрном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тёс» (доски). Само слово «тёс» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно ещё несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтёсывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя — «подтёсок» и «красный тёс». Нижний слой тёса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берёстой, которую скалывали с берёз). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» — половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».

Кровля — самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», — говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки.

Русский терем. Фото: kramola.info

Русский терем. Фото: kramola.info

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-чёрному» он не нужен — дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки — «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объёму клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных брёвен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затенённое место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении.
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

Русский терем. Фото: kramola.info

Русский терем. Фото: kramola.info

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из народной мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Как рассказывает Виталий Сундаков, изба — от слова «избыть» (пережить, переждать, перетерпеть). То есть она не рассматривалась как постоянное жилище (которым и был терем). Но в связи с насаждением на Руси чуждых культов и порядков в последние века терема почти не строили, а крестьянство и мелкие ремесленники жили в избах как в постоянном жилье. Люди побогаче строили деревянные или каменные дома, но они были всё более похожи на современный дом. Создание избы, деревянного дома и терема — огромный пласт народного ремесла, опыта и творчества, а также всех традиций, связанных с этим. И если терем ныне явление сказочное, в избах народ кое-где живёт даже теперь, особенности их постройки до сих пор известны мастерам. А кто не знает, может увидеть всё это в советском документальном фильме «Изба на Унже».

Копия фильма во ВКонтакте

Терем

Сазоновский терем в Асташово, Костромская область. Фото: moya-planeta.ru

Сазоновский терем в Асташово, Костромская область. Фото: moya-planeta.ru

Терем — верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Русский терем – особое, уникальное явление многовековой народной культуры.

В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.

Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

Дворец-Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Коломенский дворец-терем. Фото: liveinternet.ru / @historii

Коломенский дворец-терем. Фото: liveinternet.ru / @historii

Оригинальный деревянный дворец-терем, был построен в 1667-1672 годах и поражал своим великолепием. К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры, эскизы и создан деревянный макет Терема, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства нового терема был привезён из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Коломенский дворец-терем. Фото: ekskursii-shkolnikam.ru

Коломенский дворец-терем. Фото: ekskursii-shkolnikam.ru

Дворец-Терем выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста