Русакович Е .  Ковер. дер. Рухово, Стародорожский р-он, Минская обл..

На Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях.

Раиса Раманеня. Ковер. г. Солигорск.

Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом.

Андрей Черников. Брошь. г. Лепель, Витебская обл.

Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы — это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

Елена Шабуня.  Головной убор. г. Минск

Соломенные «пауки», одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек в руках творящих мастеров превращается в космически упорядоченные диковинные конструкции, будто в руках мастера создается Мир.

Краса-девица

Краса-девица. Плетение из соломки Автор: Гринь Алена

Современные исследования во многом подтверждают эту аналогию. «Пауков» в крестьянских семьях вывешивали в канун Нового года, на самом почетном месте дома — Красном углу.

Денис Мижуй . "Паук"- звезда. г. Новолукомль.

Его строгая гармония форм и движения призваны были оберегать дом и его хозяев. Вбирая в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл. Старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый. «Паука» подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, давать возможность любоваться — такое назначение этих удивительных конструкций.

Вера Гаврилюк. г. Брест. "Колядники"

Кони, козы, птицы, куклы из соломки — это тоже божества и защитники: конь — герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза — символ урожая и плодовитости; кукла — Мать-Прородительница, защитница женщин; птицы — души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

Семейка. Плетение из соломки  Автор: Гринь Алена

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленницы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление.

Екатерина Артеменко. г. Могилев "Пастушек".
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.

Екатерина Артеменко. г. Могилев "Тройка".
Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата.

Царские врата

До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.
Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.

Инна Янченко. Бабочка. г. Минск
Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться более современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Эти неоценимые качества соломенной утвари сделали их жизнь в крестьянской среде более продолжительной нежели пластики. И даже в 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.

Зайцева Л. Декоративная композиция. г. Минск
С середины 19 века начало уменьшаться и изготовление элементов одежды из соломки. Самыми распространенными из них были соломенные шляпы. Соломенная шляпа была обязательной частью народного летнего мужского костюма. Постепенно сельские жители стали отдавать предпочтение головным уборам фабричного производства, а шляпы продолжали носить для защиты от солнца во время работ в поле или когда пасли скот.

Современность
Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого — безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера.

Таисия Агафоненко.  г. Минск. "Паук" ромбический.
Родоначальницей современного соломоплетения является Вера Ильинична Гаврилюк (1904-1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок. Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. За ней последовала мастер из Могилева Екатерина Артеменко. Пример мастеров оказался захватывающим для более молодого поколения мастеров и художников.

Елена Лось. "Пряха". г. Минск.

Удивительные, казалось бы не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении. Имена Таисии Агафоненко, Лидии Гловацкой, Евгения и Галины Соломянко, Тамары Павловской, Ларисы Лось, Веры Солдатовой, Анны Ивановой и многих, многих других мастеров составляют сокровищницу белорусского искусства соломоплетения.

Анна Иванова.  Цветок. г. Минск.

Работы трех поколений современных мастеров соломоплетения представлены на общих страницах сайта и в личных галереях. Они — это наша современная история. Пройдитесь по галереям сайта, и вы восхититесь мастерством и фантазией своих современников.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста