| Источник

Капища

Русское слово «Капище» — скорее всего, производное от славянского корня «скепь»: скепати — рубить; скапаное (скепаное) — вырубленное, тесаное (переход «е» в «а» связан с влиянием акающего говора).
Тут мы встречаемся с прямым указанием на то, что материалом, из которого строились древнерусские Святилища, было дерево.
Старинное выражение «Капищь сграждаем» имеет позднее толкование — возводим, строим. Но, раньше оно, вероятно, означало «горожение» (огораживание) Священного места бревенчатым тыном.

 Любой вытесанный из дерева долгий предмет (столб, оглобля, копейное древко) в древнерусском языке назывался «скепище» или «искепище», что прямо подтверждает закономерность подобного словообразования.

Однако, вопреки старому народному выражению, что «капь не в бревнах, а в ребрах», языческие храмины на Руси все же строили.
Примечательно, что на юго-западе Руси «каплица» (капличка) вплоть до ХХ века означало — часовня, молельня, божница. Небольшие часовни в «области войска донского» и в XIX веке называли «капиште».
В католицизме слово «капелла» и поныне означает часовню или домовую церковь, а католический священник зовется капелланом.
В.Даль приводит древнерусское слово «церквище», именно как обозначение языческого храма, подразумевая наличие некой постройки.
Очевидно, помимо «гороженых» Капей существовали так же Капи «с подвершной» — крытые.
М.Фасмер в своем словаре приводит древнерусское слово «Ятка» в значении: «палатка, торговое место, шалаш, пещера, а так же языческий храм». Примечательно то, что «Ятка» — слово производное от древнерусского «ять» — брать, прятать, укрывать.
Таким образом, имеется ввиду небольшое (бревенчатое) сооружение — клеть, скрывище.
Еще одним подтверждением наличия крытых капищь является определение слова «Куща» в словаре В.Даля — «шатер, намет, навес, сень, капь». Добавим к сказанному то, что Кущами в древней Руси называли так же Священные Рощи близь особо почитаемых в народе родников.

Интересным в своих толкованиях, хотя и не совсем ясным по смыслу, является старое тверское слово «окапаный» — в позднем значении «подобный, очень похожий». Возможно, изначально, значение было «твореный в образ» — списаный (исдолбаный) с натуры или по представлению.

На русском севере в серёдне (сердце) капища иногда устанавливали «писаный камень» покрытый рукосечным узорочьем.
Нередко центром Святилища становился «лежень» — одиноко лежащий в поле дикий валун. Такие камни искони считались наделенными волшебной целительной силой. К некоторым Святым Камням народная тропа не заросла и по сию пору.
Мастера камнерезы, посредством нехитрого железного долбила наносили на поверхность камня частое плетение узора.
Каменный исдолб покрывался рукотворными образами издревле знакомыми мастерам еще по деревянной резьбе и отражавшими картину устройства Мироколицы.

Внутри всякой древнерусской Капи, перед Священными Исдолбами располагалось «жрище» (жертвище) — место где приносили жертвы (требы) Богам и Предкам (чаще всего жертвенником была толстая вкопанная в землю колода).

Рядом с жертвищем находилось «Огнище» — место раскладки Священного Огня который, как установлено, горел в некоторых Капях неугасимо.
В Святилище горел особый — «Тёртый Огонь» называвшийся так же «деревянным». Он получался самым чистым способом — трением дерева о дерево. В более поздние времена Чистый Огонь получался посредством выкресания из кремня железным кресалом или с помощью стеклянной чечевицы (брюшистого, пузатого стекла) непосредственно от Солнца.

Несмотря на кажущуюся простоту, Русское Языческое Капище — явление сложное, тесно связанное в своей организации сакрального пространства с Великим Ладом Мироколицы.

 

Како надлежит Капь ставить

 

Собираются волхвы лучшие разумные и постоятельные люди на благопромыслительный совет — как сему месту быть надлежит.
О месте сём сведать заранее: растут ли там колосья двойные али клевер диковинный али еще какое чудо в яви является. Аще же сведать, нету ли в месте том какого лукавства и нестроения бяху.
После же, Обряд становить на отогнание всякого худого мечтания, дабы светлодушия исполнится понеже всякая Капь — Божия Светлица ести!
Духом процветши, любомрудное дело вершить надлежит — осерёдышек Капи положно уречь — идеже есмь.
Дале потребно земным верстанием Капищно Коло уметить. В средоточие оного отяпаный кол вбити, да долгий приуз (вервие) к сему колу вязати накрепко. К концу же сего приуза другу отяпу вязать надобно — чтоб два кола на одном приузе случилось.
Опосля Коло заворобить тою отяпою, оводь чертя по окоёму да в посолонь — по тайномыслию волховскому.
Егда проделав сие, ходить волхвам по старинному — в посолонь Капь заклепывать, замыкать Святым — Насвято.
Колобродят волхвы ватагою вкруг Места Свята, рекут волхвы таковы слова заговорныя:

Вокруг поля хожу
В било я колочу!
Колотком колочусь
Околотком ворочусь!
Ни начала ни конца
Ходим как вокруг кольца

Волхвы посолонь ходят, в кудеса да в била играют, и хожденье таково разгоняет находящих зле места чистаго.
Такожде достойно ести коли с волхвами волхова ходит, да зерно околоть сееть с приговором: «Кину порохом — встанет ворохом!» Аще ли волхова солью на усолонь сыплеть — то Святу месту заборона ести.
Волхвы встёж ходят соследу дабы не спятиться и в приговоре своем ударение гласа свершают. Такожде трою волхвы Капь обходят на усолонь.
Волхвам многомудрым иже Капь утвердити похочут по вси стороны Колоземицы опознаться пристало. Ово же — полдень, ово же — полночь — вси концы Земли дабы место нашли рядобнае.
Егда же мерило праведное сие совершив, входницу на Капь вереями точеными зазначить верно, понеже путь тот — аки Мост Калинов!
Коло же Капищьно, промежной обороздить да грядовьём невысоким — яко же древле на Руси водилось.
После, с велика радением к становлению Издолба (Чура) приступиться — пусть будет по старине — как Деды ставили!
Издолб, заранее истюканый, лежмя уложити да Огнь небольшой развесть комля Оного возле. Понеже комли столпам нажигают от гнилобоя и мокрости всякой.
Во время оно науглубь яму на Капи рыти, не глубоку, но соразмерну столпа основанию.
Издолб своедельный водружать всею друговщиной (общиной) ибо он водружальный есть — вместе ставимый. Богорадно есть дело сие — разумей что сказано!
Волхвам на ставление Издолба славленья сказывать надлежит, не зазор такожде и прочим боярам слово молвить — то не против старины будет.
Опосля Капь речь поставленой.

 

Писали се Мезгирь


Комментарии: (1)

  • Толкование слова «капище» как «врытое» вызывает сомнение.
    Не логичнее ли (поскольку святые места располагались, как правило на возвышенностях) — предположить приосхождение от «копец» — холм?

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста