| Источник

http://slavyanskaya-kultura.ru/news/obrazovanie/slavjanskii-vseobuch-jav-nav-prav.htmlУглубляться в познание и использование всей сложности окружающего мира легче, удобнее и разумнее не целиком и сразу, а постепенно и по частям. Для этого в нём, на протяжении надцати тысяч лет, те кто умеют сознавать, управлять и богатеть, выделяют Явь, Навь и Правь.

Даже, казалось бы, самые простые, но важные вещи приходится повторять то так, то иначе.

Углубляться в познание и использование всей сложности окружающего мира легче, удобнее и разумнее не целиком и сразу, а постепенно и по частям. Для этого в нём, на протяжении надцати тысяч лет, те кто умеют сознавать, управлять и богатеть, выделяют Явь, Навь и Правь (названия могут быть изменены при сохранении смысла).

В мире рабовладельческом или неолиберальном человеку бесправному, рабу, будь он даже инженером, кандидатом наук или военным, обычно отводится роль «социального субстрата», с допущением его к освоению знаний только на уровне Яви. Человеку зависимому, слуге, доступна роль «технического персонала» с дозированным его ознакомлением также и со знаниями из области Нави. А без гармоничного мировосприятия, при котором используется не только Явь, Навь, но и Правь, а в особенности именно те стороны (аспекты) Прави, что относятся к Нави, без такого гармоничного мировосприятия человек не в состоянии продвигать собственный бизнес, «создавать себя», быть кузнецом своего счастья. Он утрачивает «чувство локтя», то есть социальную сплочённость и способность к самоорганизации, теряет интерес к жизни, впадает в депрессию.

Последнее тысячелетие отмечено утратой целыми ранее «цивилизованными» народами этих основ, простых элементов могущественных знаний. Что ослабляет их совместный интеллект и способность к социальной самоорганизации. Что провоцируют и чем пользуются другие. Вокруг всё больше обманутых, бесцельных, дезориентированных людей и обществ, которые «сами не знают, чего хотят», терпят дорогостоящие услуги непрошеных посредников, ощущают инородный диктат и притеснения, но не сознают, как избавиться «от этой напасти».

Предлагаем небольшой ознакомительный урок, в принципе доступный «пионеру и пенсионеру». Из мозаики таких уроков, думается, и должен складываться славянский всеобуч, создаваемый славянами и на пользу славян.

Явь

Явь предстаёт перед нами быстро, стандартно, во всей своей очевидности. Это проявление окружающей действительности можно определить так.

Явь – часть мира, воспринимаемая как прямолинейное специализированное знание, условность и уязвимость которого – в заведомой неполноте деталей и условности ограничений.

Сюжеты в тему: «Трое слепцов ощупывали слона: взявшийся за хобот, сказал, что он как труба, взявшийся за ногу – что как столб, а взявшийся за хвост – что как верёвка». «Объективен только достаточно универсальный измеритель; человек – мерило всех вещей; человек всегда субъективен».

Пример: На берегу реки стоит дерево, к нему привязана лодка. Напротив этого дерева на противоположном берегу стоит другое дерево. Через сколько минут отвязавший на этом берегу лодку лодочник привяжет лодку к дереву что напротив, если средняя скорость лодки составляет 20 метров в минуту, а ширина реки 500 метров?

Решение в Яви 500 : 20 = 25 (минут)

Навь

Навь разворачивается перед нами неожиданно (спонтанно), медленно, разнообразно. Она часто изысканно прячется сама («естественная» Навь) или искусно маскируется кем-то («искусственная» Навь). Это проявление окружающей действительности можно определить так.

Навь – часть мира, воспринимаемая как гибкое универсальное знание, условность и уязвимость которой – в заведомой неочевидности для всех и уклончивости «деталей», хотя эти детали, поодиночке или в совокупности («стечение обстоятельств») часто перевешивают «основу».

Сюжеты в тему: «Не выплеснуть бы вместе с грязной водой ребёнка». «К пуговице шинель пришили». «Непревзойдённый экспромт и сказочное везение – это тщательно обыгранная, подготовленная и исполненная ситуация». «Рабы не мы? Рабы нЕмы! И немота продолжается, пока рабы равнодушны к «мелочам», типа ударение, слитное или раздельное написание, знаки препинания».

Пример: На берегу реки стоит дерево, к нему привязана лодка. Напротив этого дерева на противоположном берегу стоит другое дерево. Через сколько минут отплывший с этого берега лодочник-почтальон достигнет противоположного дерева, если средняя скорость лодки составляет 20 метров в минуту, а ширина реки 500 метров?

Решение в «естественной» Нави: расчётное время равно 25 минутам, но возможны следующие коррективы:

1. Боковой снос лодки течением может привести к существенной задержке плавания.

2. Снос лодки ветром вероятнее всего приведёт к задержке (боковой или встречный ветер), но может и ускорить плавание (попутный ветер).

Решение в «искусственной» Нави: если задание переплыть реку имеет круглогодичный характер, то зимой во время ледостава почтальон на указанном отрезке пути будет задерживаться, переходя реку пешком, а во время начала сковывания реки льдом, весеннего ледохода и грозового паводка возможны сбои в работе почты. Эти моменты почтовая служба может скрывать, на деле не гарантируя устойчивой доставки грузов. И вместе с тем, если почтальон заинтересован ускорено освобождаться от работы, он может приобрести скутер, аэросани, и, доставив почту, ездить в освободившееся время, скажем, на рыбалку, охоту.

Правь

Правь предстаёт перед нами как «общепринятый» или же «кулуарный» набор правил, процедур, алгоритмов, эталонов, обычаев, законов, культур и мод, культов и кумиров, с расширениями вплоть до национального, расового, цивилизационного набора «естественных» реакций и стандартов. Это проявление окружающей действительности можно определить так.

Правь – часть мира, воспринимаемая как разнообразный «мыслительный инструментарий», то есть знание о знании и о не-знании, о выделении и различении сущностей; условность и уязвимость Прави – в заведомой уточняемости, опровергаемости и заменимости постулатов, догм, парадигм, авторитетов. При этом возможны коррекции «правил игры», то есть сдвиги, а то и радикальные изменения исходников по измерителям, целям, задачам, мотивации и потребности.

Сюжеты в тему: «Нет правил без исключения, включая это правило». «Жизнь не стоит на месте; для продвижения вперёд нужна железная дисциплина; слушай мою команду: на месте! Стой! Раз-два!». «На эту проблему есть две точки зрения: моя, и – неправильная!».

Пример: На берегу реки стоит дерево, к нему привязана лодка. Напротив этого дерева на противоположном берегу стоит другое дерево. Через сколько минут отплывший с этого берега лодочник-почтальон достигнет противоположного дерева, если средняя скорость лодки составляет 20 метров в минуту, а ширина реки 500 метров?

Правь для Яви (сдвиг по измерителю с исправлением задачи): Задача поставлена не вполне в метрической системе СИ: традиционным, а значит и достаточно верно воспринимаемым измерителем скорости являются или м/сек (для течения и ветра) или км/час (для транспорта), но не метры в минуту, как в представленной задаче. При переводе на км/час выясняется, что средняя скорость лодки 20 Х 60 = 1200 (метров за час) или 1,2 км/час, что гораздо медленнее, чем у пешехода (5-7 км/час). Отсюда следует, что либо лодка ужасно тихоходна, что сомнительно, либо в условиях задачи допущена ошибка, опечатка, что более реально.

Исправленная задача: На берегу реки стоит дерево, к нему привязана лодка. Напротив этого дерева на противоположном берегу стоит другое дерево. Через сколько минут отплывший с этого берега лодочник-почтальон достигнет противоположного дерева, если средняя скорость лодки составляет 20 км/час, а ширина реки 500 метров?

Исправленное решение: Скорость лодки 20 км/час = 20000 м/час = 20000 : 60 м/мин ≈ 33,33 м/мин. Время в пути 500 : 33,33 ≈ 1,5 (примерно полторы минуты).

Правь для Нави: Для решения разнообразных задач в Нави удобно использовать, например, Метод Маленьких Человечков (ММЧ) и Диверсионный Метод (ДМ).

ММЧ (сдвиг задачи по требованиям к плавсредству): Если задача почтальона регулярно перебираться с берега на берег, с минимальной затратой усилий, то представим, что мы снарядили ему в помощь множество помощников – маленьких, совершенно крохотных человечков, которые подталкивают/тянут за собой лодку (полезно это схематически нарисовать). Как им помочь, как их организовать с пользой, какие ресурсы задействовать? Версий решения много: от использования человечками сил энергии течения и ветра на перемещение лодки до создания судна на воздушной подушке для преодоления сопротивления воды.

ММЧ (уточнённая задача и её решение): Переиначиваем задачу, скажем, воспользовавшись принципом минимизации расходов – «минимальный груз доставлять с берега на берег за минимальное время с минимальными усилиями». При такой постановке вопроса маленькие человечки отказываются доставлять с берега на берег почтальона и даже саму лодку. На берегах лодки устанавливают устройства типа арбалетов или катапульт, и перебрасывают контейнеры с почтой от дерева до дерева; но при такой доставке возможна порча многих видов почтовой доставки. Этого можно избежать, используя для доставки, например, радиоуправляемую лодку.

ДМ (сдвиг задачи по мотивации): Если поставлена задача препятствовать работе почтальона, либо мотивировать замену устаревшего лодочно-вёсельного транспорта более современным, либо выявить и устранить скрытые помехи делу быстрой доставки почты, тогда удобно представить себя на время диверсантами, пытающимися эффективно и незаметно блокировать почтовую связь по реке. На выходе получаем сюжеты типа:

Дискредитация плавсредства: Вёсельная лодка [якобы] рассохлась и [якобы] прогнила, множество течей, необходима замена средства или способа доставки почты.

Дискредитация способа доставки почты: местные подростки [якобы] без спроса регулярно переправляются на другой берег, бросая там лодку, тем самым блокируя доставку почты.

Рекомендация: Для устойчивой почтовой связи необходимо установить мост или подвесную дорогу или хотя бы «канатку» на роликах. Очень важным оказывается взаимодействие почтальона с получателем или другим почтальоном по ту сторону реки: так, можно предложить элементы самообслуживания: адресатов можно вызывать по мобильнику, и они сами смогут забирать доставленную по «канатке» или с помощью радиоуправляемой лодки корреспонденцию.

Контрольный пример:

Житель посёлка посадил абрикосовый сад. Стоимость свежей абрикосы 5 у.е./кг, стоимость консервированного килограмма варенья 8 у.е./кг стоимость урюка (сушеного абрикоса с косточкой) также 8 у.е./кг, стоимость кураги (сушеного абрикоса без косточки) 10 у.е./кг. В каком виде жителю посёлка выгоднее продавать плоды, если расход электроэнергии и затрат на консервацию, с учётом сахара, составляет 5 у.е./кг, расход энергии на сушку урюка показал расход 3у.е./кг, а трудозатраты на извлечение косточки оценены фермером в 1 у.е./кг? Обкатайте версии решения в Яви, Нави и Прави.

Рассмотрите собственный контрольный пример, и, при получении интересных результатов, поделитесь ими.

Успехов!


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста