| Источник

Славянский след на Хопре

Подавляющее большинство древних находок в силу своей малой привлекательности (глиняные черепки, камни, кости) так и остаются валяться по степным и пойменным просторам, пока всемогущая природа не перезахоронит их в другое место или не уничтожит в прах. Хорошо, если на пути такого процесса найдется человек, который в силу своей любознательности обратит на них внимание.

Петроглифы заговорили

 Примерно так случилось и с меловым камнем, найденным девять лет назад недалеко от Хопра в окрестностях хутора Остроуховского. Вот как об этом написала районная газета «Победа» в декабре 1999 года: «…Учащиеся Остроуховской школы примерно в километре от своего хутора совершенно случайно нашли необычный и очень интересный камень. Это почти глыба размером примерно метр на метр двадцать сантиметров. Кладоискателями оказались семиклассник Сергей Косов и девятиклассник Андрей Овчинников. Ребят сразу же заинтересовал внешний вид находки – рисунки человека на его поверхности, лодки, горящего солнца, деревьев и т.д., какие-то надписи».
Весной 2008 года на плиту обратил внимание руководитель областного музейного Центра и создатель единственного в стране «Музея истории письменности и букварей народов мира им. академика О.Н. Трубачева» Леонид Литовский. Он сфотографировал рисунки и отвез снимки в Москву, председателю комиссии РАН по истории культуры древней и средневековой Руси Валерию Чудинову, который первым заметил, что часть камня отсутствует, но оставшаяся при компьютерном исследовании содержала бесценные сенсационные сведения.
Оказалось, примитивные рисунки в виде солнца, лодки и др. – есть не что иное, как петроглифы или пиктограммы. В археологии считается, что они являются зачатками письменности и без буквального или слогового пояснения напрямую не читаются. До недавнего времени так считал и Чудинов, однако в последнее время он все более стал склоняться к мысли, что «пиктография возникает позже буквенного или слогового письма и служит средством межэтнического общения. А поскольку самым древним языком межэтнического общения был язык русский, то и поясняющим языком этих пиктограмм должен быть язык русский». Гипотеза Чудинова подтвердилась: на камне, вместе с первыми открытыми в нашем крае петроглифами, находились и как бы слоговые пояснения на русском языке. Невероятно, но факт: удалось прочитать 31 слово. Из них словосочетания «Русь Яра» и «Яра Русь» говорили о «территориальной принадлежности камня». Кроме того, по Чудинову, «Яр или Ярило был у славян богом солнца». Само слово «Яра» (в разных склонениях) написано 11 раз, со словом «мим» – 4 раза, со словом «маг» – 1 раз. Кстати, слова «мим», «маг», «храм», «музыка» с рисунками гуслей и христианского креста говорят, что нарисован «служитель Храма Яра», жрец, волхв. В одной лунке прослеживается даже его изображение в виде безусого, безбородого и кудрявого мужчины, напоминающего древнегреческого бога Аполлона. Кроме того, на камне есть изображения животных. Так, контуры идущей медведицы с надписью «макажи лик» автор связывает с богиней Макошь. Макошь – славянская богиня земного плодородия. Рельеф собаки и надпись «Мара» ученый трактует так: «Зооморфный лик в виде собаки имела только богиня Мара». Мара – славянская богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее, смерти; по другим трактовкам – призрак, видение, дух в облике женщины. И, наконец, надпись «мастерская яра» говорит, что камень был культовый.
Так что же произошло на берегу Хопра: открытие мирового значения или текст вместе с рисунками следует подвергнуть перепроверке вплоть до аналогичных находок? Из школьных учебников истории мы знаем, что до 10-го века славяне (то есть древние русы) исповедовали язычество. Первое крещение Руси состоялось в 988 году. Однако другие исследователи уточняют, что впервые русы крестились в 860 году при патриархе. В 988 году Русь окончательно приняла христианское православие. Иными словами, славянское многобожие стало заменяться христианским единобожием. Однако этот процесс произошел не сразу – на окраинах Руси язычество сохранялось очень долго. К окраинам можно отнести и Донщину. Многие литературные публикации подтверждают, что на этой территории жили славянские племена вятичей. Вот цитата академика Алексея Шахматова: «В первой половине 8-го века восточные русы изгнали хазар и оставались хозяевами на Донской земле. Они присвоили названия таким рекам, как Хопер, Медведица, Иловля, и притокам Дона и Хопра». И находка камня в окрестностях хутора Остроуховского с типично русскими словами служит еще одним доказательством в пользу вышесказанного.
В поисках храма
…В который раз задаю себе вопрос: как камень с рисунками, тремя десятками выцарапанных слов мог сохраниться почти полторы тысячи лет? Впечатление такое, будто его только что выломали из пласта или достали из сухого места. Мы съездили к месту его находки. Шаря взглядом по бугру, выступающему меловому пласту, по подножию, откуда до недалеко текущего Хопра расстилалась ровная площадка с одиночным развесистым вязом, я пытался понять: если тут найден «культовый камень храма», то где мог находиться этот «храм» и что собою представлял? Но тщетно – никаких следов, ни намека на строение.
Оставалось предположить, что храма как такового и не было, а было что-то вроде часовни, культового места, мольбища, и находилось оно, к примеру, на самом меловом уступе, откуда мог вытекать священный родник. Во времена язычества такое вполне вероятно. На память пришла станица Федосеевская, где на довольно высоком склоне мелового бугра сохранился освященный колодец на роднике с освященной толстой вербой, и люди это место продолжают чтить до сих пор. Не исключено, что строения тут вообще отсутствовали, а просто под примитивной крышей находился один камень, в силу каких-то причин окрещенный. По этому поводу Чудинов так и пишет: «Данный камень был окрещен, чтобы быть принятым как наследие ведизма (язычества) ранним христианством… Такие преобразованные предметы культа назывались Борисовыми камнями». Не будем оспаривать мнение ученого, а переключимся на сами надписи. Не странно ли: с кем мне приходилось беседовать – никто про них и не обмолвился. Я их не разглядел – рисунки видны, а слов нет. В связи с этим возникает недоумение: какова была технология письма, то есть как и чем писали славянские волхвы, если творение их рук видно ныне в компьютере, и зачастую при большом увеличении? И, наконец, не менее важен и такой вопрос: если камень с русскими словами присутствует в данном месте, то, скорее всего, его «летописцы» поблизости и жили. А где? Где следы славянского жительства? Следы таких поселений на берегу Хопра (да и во всем районе) на сегодня нам неизвестны.
…Точку в этом деле ставить рано. Самое удивительное то, что все обнаруженные надписи-лики, оставленные нашими далекими предками, могут оказаться не пределом их рукотворной деятельности, иными словами, остроуховский камень открыл еще не все свои секреты.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста