| Источник

Рязанец возродит русскую волынкуНе каждый день можно услышать в нашем городе звуки волынки и старинных гуслей, но жители одного из домов иногда становятся свидетелями такого чуда.

Чтобы лично убедиться в невероятном, «Родной город» отправился в гости к собирателю старинных инструментов.

Моя история совершенно стандартная! — заверил нас хранитель средневековых тайн Андрей Назаров, взяв в руки непонятный кожаный мешок с инкрустированными трубками. Через минуту пространство вокруг наполнилось волшебным переливчатым гудением. Впрочем, началась эта история вовсе не с волынки.

Андрей по образованию художник. Ему, как полагается, подвластны и акварель, и карандаш, и масло, и экспериментальные техники. Но все его творчество объединено одной корневой темой — этнической. А дополняет эту целостную профессиональную «картину» музыкальное сопровождение. Необычное увлечение Андрея началось с творческих экспериментов юности.

— Будучи юношей, я, разумеется, перепробовал все: рок, альтернативу, металл, — улыбается Андрей. — А потом настал знаменательный момент, когда я поставил в угол электрогитару со всеми «примочками», пошел в магазин, купил блок-флейту и занялся этнической музыкой. Сначала, конечно, не обошлось без юношеского фанатизма. А затем увлечение переросло в серьезные исследования, поиск информации, старинных нот.

Сегодня Андрей реставрирует средневековую музыку, сам восстанавливает по чертежам древние инструменты и исполняет на них мелодии, которые несколько сотен лет назад в Европе наигрывали трубадуры и менестрели, а на Руси — скоморохи.

Прародители гитар и балалаек, предки современного фортепиано, дедушки и бабушки саксофона и трубы — кому лет двести, кому поменьше — мирно почивают на полках в ожидании своего часа.

Чтобы инструменты жили полноценной, положенной им жизнью, Андрей Назаров вместе с коллегой Евгением Лялиным организовал музыкальный этно-проект под названием «POTIR» (что в переводе с греческого означает «чаша для ритуальных подношений»). Первый же записанный мультиинструменталистом альбом впечатлил знатоков и профессионалов музыкального рынка. Рецензия появилась на страницах немецкого CD-обозревателя «FolkWorld»:
«Это аудиокнига без слов, переносящая слушателя в атмосферу Средневековья. В музыке угадываются утренние заботы городских жителей, шум рыночной площади, голоса экзотических странников с Востока и посетителей вечерних таверн, удары колоколов:»

В композициях оживают десятки музыкальных инструментов из разных стран и эпох. Но у каждого мультиинструменталиста есть один «единственный и неповторимый»: У Андрея Назарова это — волынка.

— Вот эта — славянская, — представляет Андрей свою любимицу. — В давние времена она заменяла нашим предкам гармошку. Без нее не обходился ни один праздник. Вы удивитесь, но на Руси тоже играли на волынках, о чем свидетельствуют упоминания в народных песнях. Вообще у реконструкторов музыкальных инструментов русская волынка — тема особая. В музейном объединении музыкальной культуры имени М. И. Глинки она представлена как экспонат в восстановленном виде, но вот мелодии для нее не сохранились. Исследователи пришли к выводу, что те наигрыши, которые принято исполнять на гармошке, и есть древние мелодии волынки. Почему так? Когда-то давно во всей Европе случилась беда: немцы изобрели аккордеон, крестьянские музыканты побросали традиционные народные инструменты и стали осваивать этот новомодный. А русский народ вообще любит крайности. Вот и исчезла таинственная русская волынка.

Сейчас Андрей увлечен восстановлением русской скоморошьей музыки и уже готовит к записи новый альбом, в мелодиях которого оживет русская старина с сопелями, гуслями, гудком и трещотками.

Зачарованные, мы выходим из Средневековья во двор рязанской новостройки. Случайный прохожий в недоумении обращается к нам: «А вы ничего не заметили? Мне показалось, я слышал звуки волынки!»

 

Галина Горбунова


Комментарии: (1)

  • Когда возродят годурасский тромбон и парагвайскую балалайку? ибо на тромбонах тоже играли скоромохи самые древние мелодии играли ведь))

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста