Азбучный рунический камень с острова Борнгольм
Рис. 1. Азбучный рунический камень с острова Борнгольм

В XVIII веке исследователи Германии не сомневались, что германские руны намного старше кириллицы, и что германские племена пришли в Европу много раньше славян. Сочувствуя славянам, они пытались показать веком позже, что славяне в городе Ретра, в храме Радегаста тоже употребляли германские руны, и даже чуть-чуть их видоизменяли, и таким образом, хотя бы отчасти были приобщены к письменности и цивилизации. Позже, однако, выяснилось, что видоизменений германских рун в их надписях нет, а некие пародии на священные фигурки Ватрослав Ягич, академик Петербургской и иных академий, принял за подделки и на этом основании счел все найденные на месте Ретры фигурки славянских богов с надписями фальшивками. Я, однако, часто высказывал мысль о том, что так называемые германские руны произошли от славянских видов письма, и в одной из своих брошюр реабилитировал фигурки из Ретры, показав, что на них имеются надписи руницей, которая не была известна ни исследователям, ни возможным изготовителям фигурок в Германии вплоть до ХХ века, но была прекрасно известна славянам (ЧУД). Теперь осталось показать, что славяне не только знали германские руны и активно ими пользовались, но сами германские тексты возникали в славянских производственных мастерских. Но такой возможности у меня долго не было. Теперь она представилась.

Камень с острова Борнгольм

На рис. 1 изображен камень, найденный в Эстемари, Согн, на острове Борнгольм. В подрисуночной подписи говорится: «На этом небольшом кусочке песчаника (на рисунке он изображен примерно в половину натуральной величины) вырезаны 18 или 19 рун в порядке латинского алфавита» (НЕМ, с. 17, рис. 1).

Меня, однако, заинтересовали не руны, а сам камень. В русской традиции было нанесение данных изготовителя на изделие. Возможно, таковы были и немецкие традиции, и тогда, если камень был изготовлен в одном из германских племен, можно было бы узнать, в каком именно и где. В любом случае следовало рассмотреть сам камень, по возможности очистив его от германских рун для того, чтобы лучше рассмотреть поверхность камня. Результаты исследования видны на рис. 2. Полностью очистить камень от ярких изображений рун, как выяснилось, нецелесообразно, ибо остаются следы, мешающие нормальному чтению. Но на увеличенной копии можно заметить ряд деталей.

Мое чтение надписей на рунном камне
Рис. 2. Мое чтение надписей на рунном камне

Чтение надписей я начинаю сверху; на верхней кромке камня написана примерно в центре большая буква Т с маленькой буквой О, то есть, слово ТО. Чуть ниже и правее написано слово РУНОВА, а выше и опять ярко – слово РУСЬ. Так задан регион Евразии; под РУНОВОЙ РУСЬЮ понималась территория нынешних Франции и Германии.

Между второй и третьей строчкой рунических знаков на фрагменте, обведенном рамочкой, можно прочитать слово ВАГРИЯ. Это – гораздо более точное указание на расположение места изготовления данного алфавита: это нынешняя земля Мекленбург Германии, место, где в античности и в средние века проживали и занимались пиратством разбойники. Среди них больше всего было славян, хотя встречались и немцы. Два фрагмента в рамочках ниже могут быть прочитаны, как слова: ХРАМ РОДА. Из них следует, что данный камень был изготовлен и помечен рунами Рода в качестве надписей в мастерской храма Рода. Иными словами, все надписи, то есть, рунами Рода (протокириллицей) и германскими рунами были нанесены славянами в мастерской храма Рода. Наверху читаются слова РУНЫ ОДИНА И РОДА, и они имеют очень большое значение, ибо письменность называется с точки зрения славян РУНЫ ОДИНА, а ее происхождение, следовательно, тесно связано с РУНАМИ РОДА. Над этой надписью на торце можно прочитать слово МОЗЕЛЬ, название реки на юге Германии. Эта надпись сделана едва заметно. Вероятно, на этой реке проживал заказчик данного камня с руническим алфавитом.

Из анализа данных надписей видно, что заказчиков, то есть германское население юга Германии, снабжала письменной продукцией славянская местность Вагрия, то есть, варяги, которые изготавливали их на заказ в мастерских храма Рода. Иными словами, впервые найдено доказательство того, что не славяне заимствовали руны Одина у германцев, а, напротив, руны Одина изготавливались в славянских мастерских храма Рода и пояснялись рунами Рода.

Знаки семьи Гау

На рис. 3 я показал знаки семьи Гау, приведенные в качестве примера использования рун (НЕМ, с. 28, рис. 7). Об этом рисунке в тексте говорится: «На рис. 7 показано родословное дерево семьи Гау с соответствующими значками, восходящими, вероятно, к рунам S и N» (НЕМ, с. 27). Трудность автора, однако, состоит в том, что в фамилии ГАУ, а также в имени Клаус Йохан данные руны Одина присутствуют разве что в конце имени, тогда как принято обозначать фамилию и имя начальными буквами. Между тем, если предположить, что надпись произведена славянской руницей, все становится на свои места. Так, фамилия передана знаками руницы ГА и ВУ (существовала традиции передавать отдельные гласные знаком, которые сочетает в себе звук В и данный гласный). Кроме того, тут помечен инициал первого имени КА от КЛАУС и ниже – инициал второго имени, Й от ЙОХАН. Так что Родовые знаки передавались, как ни странно, не рунами Одина, а знаками руницы (рунами Макоши).

Знаки семьи Гау и мое их чтение
Рис. 3. Знаки семьи Гау и мое их чтение

Наскальный рисунок из Химмельстадлунна

На востоке Готланда, в местечке Химмельстадлунн, была обнаружена наскальная надпись (НЕМ, с. 37, рис. 9), рис. 4. Предполагаемое чтение – BRA(I)D O, что переводится как ОБШИРНЫЙ ОДАЛ (=СОХРАННОЕ МЕСТО, возможно, ЦАРСТВО БОГОВ). Насколько можно судить по немецкой аналогии, слово БРАЙД должно означать просто ШИРОКИЙ, тогда как слово ?DE означает ГЛУШЬ, ГЛУХОМАНЬ. Помечать письменно ШИРОКУЮ ГЛУШЬ вряд ли кому-то придет в голову. К тому же почему-то письмо написано справа налево. Не указание ли это на то, что его вообще следует читать кверху ногами?

Наскальный рисунок из Химмельстадлунна и мое его чтение
Рис. 4. Наскальный рисунок из Химмельстадлунна и мое его чтение

Если принять подобное допущение, то все знаки надписи обращаются в смешанные кирилловско-руничные начертания, которые гласят: В БОЗЕ ЖИВЕМЪ СА ВСЕМЪ. Данное выражение совершенно не свойственно язычникам, но зато наполнено глубоким смыслом с позиций христиан. И хотя замечено, что ладья нарисована эпохи бронзы, все же христианская надпись ее перекрывает. Сама надпись свидетельствует о том, что в данной области расселения варягов, то есть смешанного славяно-германского населения, конфликтов на этнической почве между славянами и германцами не было. Во всяком случае, даже если надпись и имеет германское чтение, это не отменяет ее славянского чтения. А из этого следует, что ряд надписей, пока что безоговорочно принимаемых за германские, имеют явно славянское происхождение. Раньше нам это показалось странным, когда чисто славянские надписи на изделиях из деревни Масковичи в Белоруссии, отечественные эпиграфисты приняли за германские. Теперь то же самое мы наблюдаем уже и на скандинавской территории: надписи кириллицей и руницей объявляются выполненными рунами Одина.

Камень из Хордаланна

В Хордаланне, в Норвегии, в каменной стене жилого дома был найден камень, который исследователи отнесли к эпохе поздней бронзы (около 1000 года до н.э.) и предположили, что первоначально он находился в погребальной камере какого-то кургана (НЕМ, с. 40, рис. 12). Такое предположение можно было бы признать верным, если бы прочтенная надпись говорила о чем-то, связанном с погребением. Между тем, данная надпись прочитана не была, хотя исследователи с радостью отметили, что «дорунические понятийные знаки» и знаки стопы существовали еще в каменном веке (НЕМ, с. 400). Так что аттестация камня как погребального пока является гипотезой.

Камень из Хордаланна и мое чтение надписе
Рис. 5. Камень из Хордаланна и мое чтение надписей

На мой взгляд, однако, рун Одина здесь нет и в помине, хотя имеются руны Рода и руны Макоши. Основной текст, обведенный овалом, гласит: ПРЯМОЙ (все буквы написаны в лигатуру) ПУТЬ (строка расположилась вертикально, а буквы расставлены через одну) ХРАМА РУНЪ (последнее слово написано руницей). Вполне допустимо, что когда строили жилой дом, храм Рун еще существовал, и стрелочка, указывающая вправо, как раз и поясняла, где пролегает этот ПРЯМОЙ ПУТЬ. Хочу остановиться на великолепном сочетании слов ХРАМ РУН. Если под РУНАМИ понимать любого типа надписи, и вообще всякого рода записи, то ХРАМ РУН с этой точки зрения представляет собой то, что мы в наши дни называем БИБЛИОТЕКОЙ. Так что данному камню из далекой Норвегии мы должны быть благодарны за то, что он нам пояснил, как в давние времена называлась БИБЛИОТЕКА: ХРАМ РУН.

Справа над указателем, в двух рамочках, можно прочитать слова: РУНЫ ПИСАНЫ РОДОМ. Это означает, что все каменные «книги» данной библиотеки написаны протокириллицей, то есть, рунами Рода. И ни о каких рунах Одина речи не идет.

Над основной надписью содержится большой фрагмент, который я читаю: И РОДА РУНА, И РОДА РУНА, и кверху ногами и существенно более мелким шрифтом – СМОТРИ ТАМ. Иными словами, в храме РУН предлагается смотреть именно руны Рода. А на верхней грани в обращенном цвете можно прочитать слова РОДА ХРАМ МУЖА ВАГРИИ ОТ РУНЫ. Иными словами, Род считался одним из почитаемых «мужей» (то есть, богов) Вагрии, а его храмы с рунами содержали, видимо, весьма важную информацию.

Портрет «Одина»

Изображение, приписываемое Одину, я тоже заимствовал из рассматриваемой книги (НЕМ, с. 47, рис. 14), рис. 6, где он дан с подписью: «Горельеф Одина на церкви Копенгагена». Помимо горячего желания увидеть на одном из скульптурных портретов лик Одина, я не вижу здесь никакой мотивации считать данное изображение именно ликом Одина. Что же касается песни, посвященной рунам Одина, то из нее совсем не следует авторство Одина в области изобретения рун. Текст книги, сопровождающий изображение, таков: «Один (рис. 14), которого мы, согласно этой песне, должны считать дарителем или изобретателем рун, рассказывает о собственном посвящении в тулы. Как это происходит с богом в мире, так на земном уровне должно происходить и с людьми, когда их посвящают в тулы. Девять долгих ночей висит бог или посвящаемый на мировом древе, на ветру, этом земном проявлении могущества изначального бога ветров, бурь и экстаза Одина-Водана. Отделенный от богини земли, матери всего сущего, со своим копьем «Гунгниром» («Качающимся»), который пометил себе» (НЕМ, с. 47). Слово «тулы» ни в предыдущем, ни в последующем тексте не разъясняется. Я подозреваю, что под ним подразумевается мудрость тультеков, жителей острова Туле. Эти славяне, чьи следы пребывания находятся на берегу Сейдозера на Кольском полуострове, оставляли русские надписи; им принадлежала довольно высокая культура. Естественно, что постепенно осваивающие Скандинавский полуостров германские племена, должны были познакомиться с его древними славянскими обитателями (где могли встретиться и тультеки) и пройти соответствующее посвящение. Сам ритуал удивительно напоминает древние похороны, когда покойника не сжигали, не закапывали и не топили, а оставляли на ветках деревьев, чтобы его расклевали птицы (позже птицы считались вместилищем души усопшего), а срок соответствует периоду между первыми и вторыми поминками. Символику этого обряда можно понять так: германцы, приняв мнимую смерть именно как представители своего этноса, воскресали для новой жизни, теперь уже в качестве славян, с их языком и культурой.

Портрет Одина
Рис. 6. Портрет Одина

Конечно, было бы любопытно проверить, действительно ли перед нами портрет Одина. Как обычно, для этого следует портрет увеличить и рассмотреть его фрагменты в обращенном цвете. Проделав это, мы читаем на лбу (трижды), на правой щеке (дважды) и правом усе (дважды), а также на бороде одно и то же слово – ЯР. На левой щеке можно прочитать слово ХРАМ, а на правом глазу – слово РОД. Вероятно, данный фрагмент церкви Копенгагена был изготовлен в храме Рода.

Мое чтение надписей на портрете «Одина»
Рис. 7. Мое чтение надписей на портрете «Одина»

Имя Яра, которое носило Балтийское море, говорит о том, что данное море считалось Южным (Русью Яра была, в частности, Аравия). Но Аравия будет югом с точки зрения современной Европы, тогда как Балтийское Море можно считать югом по отношению к Гиперборее. Пришедшие из Азии на Ютландию германские племена, видимо, поначалу считались данниками Руси, то есть, «данами», откуда и их раннее название «даны», и название их страны – «Дания». Естественно, что на Яр Море, то есть, на Балтийском море, славяне строили многочисленные храмы Яра. Одно из этих изображений и сохранилось в церкви Копенгагена, но о том, что тут изображен Яр, датчане уже забыли, полагая, что это – портрет Одина. Я показал, что это не так.

Итак, я продемонстрировал, что многие надписи и один портрет, до сих пор считающихся германскими, на самом деле были изготовлены славянами и для славян.

Литература

НЕМ: Неменьи Геза фон. Священные руны. Магические символы Севера. Пер с немецкого Е.Н. Колесова. М, «Велигор», 2005, 384 с.

ЧУД: Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей. М., 199, 47 с.

www


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста