| Источник

Руническая культура славян

Есть что-то знакомое в начертании этих слов! Не правда ли? Даже человек, не имеющий ученой степени по палеографии, способен прочитать некоторые слова и понять их смысл. Этот текст написан более 1000 лет назад руническим письмом. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, когда каждый знак передает некоторый звук. Все знают, что руны, рунический алфавит (другое его название – Футарк — по первым буквам алфавита: Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ) неразрывно связан с историей германских и скандинавских народов и к славянам не имеет отношения.

Вообще всё, что касается фактов древней письменности славян, окружено загадками. В настоящее время не представляется возможным точное определение школ рунического письма – как возникли руны у скандинавских и славянских народов, каковы их функции, сферы применения, фонетическое значение. Детальными исследованиями рун учёные практически не занимались. Но среди огромного количества археологических находок есть памятники, на которых обнаружены рунические надписи, не использовавшиеся в Скандинавии и Германии.

Скандинавы называли их — «Venda Runis», т. е. «вендскими рунами». Венды, венеды — западные славянские племена бодричей, лютичей, волынян, руян. Некоторые исследователи считают, что рунический алфавит вендов трансформировался в глаголицу, а позже в кириллицу. Иногда руническая письменность именуется письмом «черт и резов». Термин «руна» происходит от старого славянского корня «рун» — рана, ранить, рыть. По М.Жунковичу, этот же корень содержит глагол «рути» — резать и существительное «руна», означающее прорез, борозда, реза. Германцы также знали корень «run» в значении ранить. С магической, заклинательной функцией древних резаных знаков связано значение готского слова runa – «тайна, говорить в тишине». Но это более позднее трактование термина. Таким образом, руна – это то, что вырезают. В пользу этого мнения говорит и графический образ рун, они состоят из прямых линий, расположенных под углом друг к другу. Именно такие линии, без плавных изгибов, легко вырезать на твердых поверхностях.

Интерес учёных к славянским рунам возник во второй половине XIX века, и с тех пор исследователи этого вопроса не пришли к единому мнению относительно подлинности находок со славянскими руническими надписями. Наиболее яркими являются несколько памятников славянских рун. «Микоржинские рунические камни» — это три камня с изображениями и руническими надписями. Обнаружены они были в 1836 году в Познанской области (Польша). В надписях использовано 16 знаков. Некоторые похожи на знаки младшего Футарка. Вместе с тем присутствуют и знаки, неизвестные в Скандинавии. После двухлетнего изучения находки западные исследователи признали подлинность камней. Российские ученые считают эту находку подделкой. Такое же противоречивое мнение ученых заслужил наиболее значимый памятник – идолы храма в Ретре.

«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.»

Так Титмар, епископ Мерзебургский (976—1018), немецкий хронист, описывает храм в городе Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст). Этот священный центр был расположен в Передней Померании между рекой Пене (Pene) и верховьем реки Хафель (Havel). Здесь жило некогда древнее племя редариев (Retharien). Их соседями были венды.

Прошло 700 лет, и древний город опять напоминает о себе. В 1771 году господин Андреас Готтлиб Маш, при- дворный советник, проповедник и суперинтендант города Ной-Штрелиц в Мекленбургском герцогстве, издает книгу «Древние богослужебные предметы бодричей из храма в Ретре». В книге подробно описана коллекция скульптур богов ХI в., храмовой утвари и древних славянских рунических надписей, которые вырезаны на этих предметах. А. Г. Маш уделяет много внимания подробнейшему описанию местной географии, доказывая, что исследованные им археологические находки принадлежали знаменитому святилищу в городе Ретра, упомянутому в хрониках Титмара Мерзебургского, Адама Бременского и Гельмольда.

О существовании древней цивилизации балтийских вендов отечественная наука знала из средневековых источников ещё со времён В. Н. Татищева (1686-1750). В первом томе «Истории Российской» он упоминает капище бога Радегаста «…у разных писателей древних разные боги имен славянских имеются». В выпущенной через несколько лет «Древней Российской истории» М.В. Ломоносова (1766) имеется описание образа упомянутого божества: «Радегаст держал на груди щит с изображенною головою, в левой руке копьё, на шлеме петух с распростёртыми крылами».

Очередной находкой историков был докириллический текст, написанный на белой коже красной краской и по- лучивший название «Пространная редакция Боянова Гимна» — подделка, сделанная А.И. Сулакадзевым, титулярным советником, русским библиофилом и историком. К 1813 году коллекция древних рукописей А.И. Сулакадзева насчитывала 2000 экземпляров. Если бы можно было вернуться в то время и зайти в дом № 35 первой роты 4-го квартала Семеновского полка в Санкт-Петербурге, то мы бы увидели старинные манускрипты разных эпох и народов, а также дощечки, пергаментные и кожаные свитки, рукописи, исписанные древними славянскими рунами. Но, к сожалению, мы их никогда уже не увидим! В 1971 году в

Казани многие копии этих свитков и рукописей были выброшены на свалку из одного частного архива. Лишь не- большая часть коллекции Александра Ивановича Сулакадзева сохранилась и разбросана по разным хранилищам в России и других странах. Сохранился каталог книг библиотеки А. И. Сулакадзева, где наряду с подлинными древнерусскими рукописями перечислены фантастические названия, сочиненные владельцем. О Бояновом гимне известно следующее: лежащий в его основе протограф (оригинал, с которого списано некоторое другое произведение) был подарен А.И. Сулакадзевым знаменитому русскому поэту Г. Р. Державину, и тот опубликовал его в 1812 году. Этот протограф получил собственное название – Ладожский рунический документ. Лишь cпустя 183 года в 1995 году Ладожский документ был признан учеными подлинником.

Всего современными исследователями было принято к рассмотрению 150 надписей на предметах, найденных на территории расселения восточных и западных славян и датируемых IV-X вв. н.э. Более сотни письменных знаков использовалось в этих надписях, 18 из которых передавали некий звук, они и составили славянский рунный ряд. Остальные символы обозначали целый слог. Сколько их было на самом деле – никто не знает.

Пока мы больше задаем вопросов, чем знаем на них ответов. Но хочется верить, что в скором времени количество памятников с древними славянскими надписями перерастёт в качество – и мы все станем читателями многочисленных статей и научных исследований, посвящённых возникновению великой письменной культуры наших предков.

Руническая культура славян

Культура
admin

Комментарии: 4 комментария

  • На Санскрит написание похоже

  • Нет, не санскрит. Его то я немного знаю, а это абракадабра. По крайней мере мне это ни о чем не говорит. Такое может практический любой нацарапать.

  • да ты что ?! реально знаешь ?! а ну переведи छादन

  • छादन— Звучать оно будет где то так «сшиди-shading» Что значит я хз. Словарей под рукой нет а санскрит я не настолько хорошо знаю чтоб работать для гражданина Стрислава переводчиком. Но как чаловек хоть немного понимающий например английской поймет что такст написан на инглише а не на испанском , ну или наоборот так и тут можно понять что и где.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста