| Источник
Фото: sueverija.narod.ru

Фото: sueverija.narod.ru

Слово рушник происходит от корня «руш», «рух». В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, то есть рушник — оторванный кусок ткани, отрез. Полотнища ткались очень длинные.
В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду — рухо, рухлядь. Они несут семантику нарушения целостности сотканного полотна. Многим пишущим известен «страх перед чистым листом бумаги», его жалко портить, то же испытывали наши предки, когда рвали с таким трудом созданную ткань.

Возникает вопрос: почему же рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. В период неолита (новый каменный век) одежду кроили, сделав надрез острым камнем, ракушкой или щепкой, и далее рвали ткань руками. До сих пор именно этим способом работают с тонким ситцем некоторые продавцы и портные. Ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления приложенного усилия.

Фото: sueverija.narod.ru

Фото: sueverija.narod.ru

Созвучие со словом «рука» дает повод ошибочного толкования слова «рушник» как полотенца для рук . Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник — ветошка, висящая при рукомойнике — куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица — одним рукотёрником вытираться — на том свете разодраться. Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников — ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.

Настоящий же рушник при ширине около 35 — 40 см. имеет длину 3 — 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой — таким декоративным изделием невозможно вытирать руки
Впрочем, дальнее родство со словом рука возможно. Анализ семантического поля всех русских слов с корнем «руш», «рух» наводит на мысль, что первоначальный смысл был приблизительно таков: нарушение, изменение любой ситуации или предмета путем решительных действий преимущественно руками:
Фото: sueverija.narod.ruОтрушить сукна — отрезать;
Не руш — не тронь;
Рушать крупу — драть, молоть, дробить;
Рухъ — беспокойство, набат;
Рухнуть — бросить, опрокинуть, низвергнуть;
Рухольня — рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, то есть место для рукоделия.
В средневековых описях наследства зажиточных граждан встречается выражение » мягкая рухлядь», что переводится как «меха». Я же добавлю, что это не просто шкурки, но ещё и изделия из них: шубы, плащи, одеяла. Уточнение » мягкая» предполагает, что была и твёрдая рухлядь — вероятно, предметы домашнего обихода, которые вместе с мягкой рухлядью составляли движимое имущество.
В этом смысле рушник — изделие, сделанное руками тоже в своём роде «мягкая рухлядь».

Рушник — единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению — защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока — любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей.

Фото: sueverija.narod.ru

Фото: sueverija.narod.ru

Замечательно описаны способы применения рушников в книге «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке»: «Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное»- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане — на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём » отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы » пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста