Космический корабль Cygnus. Фото: NASA

Космический корабль Cygnus. Фото: NASA

Недавно к МКС пристыковался второй частный грузовой транспортный космический корабль США — Сигнус (Cygnus — «Созвездие Лебедя»), разработанный корпорацией Orbital Sciences по заказу NASA. Первым был корабль Dragon от корпорации SpaceX. В США после свёртывания программы шаттлов (Space Shuttle — «Космический челнок») было принято бремя доставки грузов и людей в космос переложить с государства на частные корпорации. Информагентства прямо разрывались от радости, передавая новые успехи американской космической отрасли, при том что само NASA было более чем спокойно. Однако не видно бурной радости по поводу нашей космической индустрии, да и вообще мы мало что знаем о ней, поэтому ради сравнения пришлось порыться.

Во-первых вызывает интерес американская ракета Antares, которая используется для доставки на орбиту этого чуда американской технической мысли. Дело в том, что эта ракета только собирается в США… из украинских и российских запчастей, к которым американцы подключают свои блоки управления. Компоненты для ракеты производит самарский научно-технический комплекс имени Кузнецова и днепропетровское КБ «Южное». Посол США на Украине называет это «Восточным партнёрством» и использует этот факт для воодушевления Евромайдана. Таким образом, первая ступень ракеты практически полностью не американского производства. В то время как российские «Прогрессы» летают на своей ракете «Союз», которая производится ЦСКБ-Прогресс в Самаре (ракета этой серии вывела первый искусственный спутник Земли в 1957-м). Сам «Прогресс» делают в РКК «Энергия». Даже бортовой компьютер ЦВМ-101 для него делают в России.

Грузовой космический корабль "Прогресс". Фото: NASA

Грузовой космический корабль «Прогресс». Фото: NASA

При стыковке Сигнус нужно поймать рукой-манипулятором «Канадарм» и вручную воткнуть его в стыковочный люк. Манипуляция, что называется, «через одно место». Занимает она около 2-х часов и требует как минимум участия 2-х астронавтов: один крутит этой «рукой», пытаясь поймать космический грузовик и попасть им куда надо, второй — страхует и в случае чего берёт управление на себя. Всё это дело называется «Common Berthing Mechanism» (универсальный механизм причаливания) — американцы любят придумывать «крутые» названия совершенно дебильным вещам.

«Прогресс» стыкуется сам. Он просто подлетает к станции и стыкуется. Не нужно никакой механической руки, да и вмешательство операторов нужно лишь в случае неполадок на борту. А так они просто сидят и отслеживают работу аппарата.

Однако о «Прогрессах» писать не принято. Вот если российская ракета взорвалась на старте — это да, будет во всех СМИ. Но если она взорвалась в США, об этом будут говорить, только если погибла куча астронавтов в прямом эфире, как это было с шаттлом «Колумбия». Да и «Колумбия» была не единичным случаем…

Так и с космическими грузовиками. Журналистов очень радуют успехи «Сигнуса», которые при ближайшем рассмотрении оказываются жутким анахронизмом. Про успехи «Прогресса» они будут упорно молчать. Надо сказать, про «успехи» Бритни Спирс или Мадонны они тоже рассказывают охотнее, чем про российский космос.

Такие вот американские супертехнологии…


Комментарии: 13 комментариев

  • В связи с этим готов предложить американцам более прогрессивный способ стыковки — SSDI (SSDI is Space Docking Interface — «КаКаШИ — это Космический Швартовочный Интерфейс», рекурсивный акроним). Идея состоит в следующем: надо сделать специальные палки с крючками, чтобы когда грузовой корабль подлетит, астронавты вылазили из станции и пытались его притянуть к себе палками. Главные преимущества — дешевизна и 100% надёжность этого метода. В качестве материала можно использовать обычные огородные колья и толстую проволоку.
    SSDI — это просто.
    Американцам понравится.

  • Немного об отечественной космонавтике… а зачем ? Ее уже практически нет. Cygnus- вызвал поток говнометаний из за того , что отобрал кусок денег у прогресса. За 20+ лет у рФ ни одной удачной программы дальнего космоса, ни одной новой разработки. За 20 лет к Луне слетали даже индусы и японцы. Ни одного нового коробля или РН. НИЧЕГО. А Cygnus это новое поколение. И что ,жаба душит вот и все. Вместо работать и не воровать кидаем помои.

    • Cygnus — это новое поколение, которое хуже старого. Это просто ведро, набитое мешками и коробками. Насчёт Dragon я бы согласился, хотя у него швартовочный механизм тот же, но он зато может вернуться на землю целым и доставить груз обратно с орбиты. Но это возможно потому, что разрабатывался не только для доставки грузов, но и людей.

      Нет отечественной космонавтики, которая делает двигатели для американцев? Такую ерунду если даже и захочешь, специально не придумаешь…

  • Для повышения уровня образования и понижения мании величия некоторых справка —На первой ступени установлены два кислород-керосиновых ракетных двигателя AJ-26 — разработанная компанией «Аэроджет» и лицензированная в США модификация двигателя НК-33… так дальше ..НК-33 разработан на базе двигателя НК-15, устанавливавшегося на 1-й ступени ракеты-носителя «Н-1». А это разработка 60-тых годов. СССР это не Ваше а Наше. Перебили номер и загнали американцам советскую разработку. Даже фильм был, как их хотели уничтожить но товарищ в сарае прятал. Вы мне Российские а не СССР-овские разработки покажите?
    Вот космические новости открыл буквально сейчас и — В 14:00 по московскому времени в понедельник, 20 января будильник «разбудит» космический аппарат Rosetta.. Туманность Ориона глазами телескопа Spitzer….Эксперты окончательно вывели телескоп Gaia на запланированную орбиту.. Китай проводит тесты сверхзвукового летательного аппарата… и т.д нет ничего от трупика роскосмоса.

  • ну да это так же как и с мотоциклами(Harley-Davidson)и вертолетами(Сикорский) и известный на весь МИР автомат Калашникова(немецкая штурмовая винтовка STG 44)! уже видимо давно никто ничего нового не выпускает , а видимо «тырят»!?и продают! ЭТО БИЗНЕС И НИЧЕГО ОБЩЕГО!

  • Причем тут бизнес. Нихрена сами без союзных республик, окромя как дерьмом поливать не умеют.
    P. S. Для развития частной космической деятельности нужны энтузиасты. Американский миллиардер Элон Маск, основатель и глава SpaceX, например вложил в проект личные сотни миллионов долларов. А российские миллиардеры пока преуспели разве что в покупке футбольных клубов , яхт и шлюх.

    • ups Вы случаем не равняетесь на Запад!?!все, все это просто еще раз деньги ! очень большие деньги! и только ради этого все и делается ! и всегда так было! а то что российские миллиардеры тратят «свои»(наши с вами) деньги это говорит о том что они такие же «РАБЫ» этой системы! просто денег у них по более и все!!!и больше у них нет ни чего!!!зависть страшная вещь! потеря состояния для них же равносильно смерти!

  • Я уже давно ни на что не равняюсь. ЕС это старая маразматичная матрона со своим другом гомиком из за океана. А Восток, мира алакшни и воровства.
    ..а то что российские миллиардеры тратят «свои»(наши с вами) .. не согласен. Бумажки пускай хоть жопой жрут. А откуда они их взяли ? А украли у Вас, меня даже он админа, кусок леса угля железа и украденное продали. Они воры. А ворам рубили руки. Вывод ?

    • Про воров в другом месте поговорим, а смысл этой статьи в том, что мы не хуже американцев можем делать, и не особо-то нам нужны их «прогрессивные идеи», пусть оставят их себе.

      • нам не дадут делать, как раньше. неужели вы не видите- верхи- не хотят.им платят за развал страны, а не за созидание

  • Яростный спор о практически очевидных вещах. Очевидно, что российская космонавтика последние десятилетия стагнировала. Ничего прорывного и ПРИНЦИПИАЛЬНО нового. А ведь могли бы оторваться и уйти далеко вперёд. Причин много, в том числе, «perestroyka» перетекшая в 1991 году в «реформы». Надо сказать, что болезнь начиналась ещё раньше — пожалуй ещё в 70 гг. минувшего века.
    Прав админ в том, что амеры до сих по пользуются старым багажом СССР демонстрируя свою глубинную импотентность и интеллектуальную посредственность.
    Посмотрим, что дальше будет…

  • Ключевое слово ..что мы не хуже американцев… показывает ущербность нынешнего мышления. А еще 20 лет назад говорили .. а может и у американцев получиться сделать то, что делаем мы.

    • Может 40 лет назад так и говорили. 20 лет спустя, уже и думать так никому в голову не приходило. В прикладных областях физики, разве что…

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста