Выдающиеся люди о Николае Рерихе 
Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов.
Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства <> Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах. 
Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии
Его замечательные картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране. 
Из интервью, данного премьер-министром Индии Индирой Ганди Людмиле Васильевне Шапошниковой, в октябре 1975 год

 

Ваши картины глубоко взволновали меня. Глядя на них, я понял одну простую вещь, которая как будто бы и совершенно ясна, но которую тем не менее нужно вновь и вновь открывать для себя, а именно то, что Истина беспредельна. Ваше искусство наделено чертами исключительной самобытности, потому что оно великое искусство. 
Рабиндранат Тагор, известный писатель и философ Индии
Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины. 
Альберт Эйнштейн, великий физик
Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха. 
Юрий Гагарин, космонавт. Из бортового журнала. 12 апреля 1961 года.
И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю, да и кто знает имя правды? но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное, все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли. 
Леонид Андреев, русский писатель.
Николай Константинович Ррих (в ряде источников Рёрих, о фамилии см. подробнее) (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург 13 декабря 1947, Кулу, Химачал-Прадеш, Индия) русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры. 
По мнению британской энциклопедии Британика Н. К. Рерих был мистиком, однако сам он это опровергал.
Российский период 
Представители рода Рерихов со времён Петра Первого занимали видные военные и административные посты в России.[4] Его отец Константин Фёдорович был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие. 
С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока. 
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковы м, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе.
В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина Гонец была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил эту картину: Непременно вы должны побывать у Толстого пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники. Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!
Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадского, часто посещавшего дом родителей Рериха: Не болей! Придётся для Родины много потрудиться.
Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: Сходятся старцы (1898), Плач Ярославны (1893), Начало Руси. Славяне (1896), Идолы (1901), Строят ладьи и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость. [10] Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском Обществе Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала Искусство и художественная промышленность. Через три года он занимает должность секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств. 
В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей , всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед , а в 1904 Святослав, будущий художник и общественный деятель. 
В 1903-1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой поездки по старине было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. 
Спас Нерукотворный и Князья Святые. Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая церковь, Почаевская лавра, Тернопольская область, Украина 
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декора ционной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, а также эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910) , 4 эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция Царица Небесная и др.). 
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: Снегурочка, Пер Гюнт, Принцесса Мален, Валькирия и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного Старинного театра (1907-1908; 1913-1914) заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматур гическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Во время знаменитых Русских сезонов С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили Половецкие пляски из Князя Игоря Бородина, Псковитянка Римского-Корсаков а, балет Весна священная на музыку Стравинского. 
Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряженными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла к культуре Востока. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора. 
Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса (Город строят, Зловещие, Заморские гости и др.), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии (Лакшми, Индийский путь, Кришна, Сны Индии и др.). Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как ученого. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего. Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего.
С 1906 по 1918 года Николай Рерих является директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. 
Примерно с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм. В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 года было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха. Леонид Андреев образно назвал творимый художником мир Державой Рериха.
В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии Художеств и членом Реймской Академии во Франции. 
С 1910 года он возглавляет художественное объединение Мир искусства, членами которого были А. Бенуа, Л.Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебеде ва, З. Серебрякова и др. 
Величайший интуитивист века, по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины Пречистый град врагам озлобление, Ангел Последний, Зарево, Дела человеческие и др. В них показана тема борьбы двух начал света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ. 
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. 
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.
Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке 

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины. 
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. 
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: Сокровище ангелов (1905), Ангел последний (1912), Дочь викинга (1917), Зов солнца (1918), Экстаз (1917), серии Героика и Сны Востока и др. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин Санкта (Святые), Новая Мексика, Сюита океана, Мечты мудрости и др. 
В Америке он основывает культурно-просвет ительские организации, ставшие крупными очагами культуры, объединившими вокруг себя многих видных деятелей искусства. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал: 
Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит. (Рерих Н. К. Об искусстве)
Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников Cor Ardens (Пылающие сердца), а в 1922 году возник Международный культурный центр Corona Mundi (Венец Мира). В ноябре 1923 года открылся Нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.

 

Центрально-Азиатская экспедиция
Продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации многочисленных статей, доходы от деятельности американских общественных культурно-просвет ительских организаций обеспечивали Рериху возможность совершить научную экспедицию по Центральной Азии. 2 декабря 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает в Индию, которая привлекала его не только как художника, но и как учёного, изучающего ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Здесь начинается маршрут экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Кроме художественных задач, отметил впоследствии Николай Рерих, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву занимает особое место среди крупнейших экспедиций XX века. 
Были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, отмечены на картах и уточнены десятки горных вершин и перевалов, найдены редкие манускрипты, собраны богатейшие лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги (Сердце Азии, Алтай Гималаи), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата знаменитая серия полотен Гималаи, созданы серии Майтрея, Сиккимский путь, Его страна, Учителя Востока и др.
Институт Гималайских исследований Урусвати 
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции в июле 1928 года в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований Урусвати, что в переводе с санскрита означает Свет Утренней звезды. Здесь же, в долине Кулу, пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед с мировым именем. Он же руководил этнолого-лингвист ическими исследованиями и разведкой археологических памятников. В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редчайшие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции. 
С Институтом сотрудничали десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Из Кулу поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет в Кембридже, Ботанический сад Академии наук СССР. Известный советский ботаник и генетик академик Н. И. Вавилов обращался в институт Урусвати за научной информацией и получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Также с институтом сотрудничали такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Л. де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др.
Маньчжурская экспедиция 
В 19341935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы. Предвидя угрозу экологических катастроф, Николай Рерих писал в те годы: Вследствие невежественного и хищнического обращения человека с лесом и вообще с растительностью, пустыни разрослись до зловещих размеров. Страшно наблюдать, как обеззеленение всё больше и больше стирает защитную и полезную поверхность земли. 
Экспедиция состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. В результате было найдено около 300 видов засухоустойчивых растений, собраны лекарственные растения, проведены археологические исследования, собраны старинные рукописи, имевшие большую научную ценность.

 

Пакт Рериха и Знамя Мира
В своих философско-художе ственных очерках Рерих создаёт совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является величайшим устоем этого процесса. Культура покоится на Красоте и Знании писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: Осознание Красоты спасёт мир. Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах. 
В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать. 
В 1929 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Из текста обращения комитета по выдвижению кандидатов на присуждение премии: 
С 1890 года Николай Рерих в своих книгах, лекциях, исследованиях, картинах и во многих сферах, в которых проявлялась его выдающаяся личность, действенно разъяснял учение о международном братстве. Его пропаганда мира принята более чем в 21 стране, и о её признании и влиянии свидетельствуют самые различные мероприятия, в которых профессор Рерих был приглашён принимать участие. 
Картины одного из величайших известных в истории художников отражают великую красоту и духовный свет, символизирующие его учение. <> 
Мы твердо верим, что окончательный и стабильный международный мир достижим только путём просвещения людей и путём постоянной и внушительной пропаганды братства, созданного культурой, поэзией и красотой во всех сферах жизни. Труды Рериха на протяжении последних тридцати лет это великий призыв к миру: любить людям друг друга.
В 1930 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные , научные, художественные и образовательные учреждения всего мира. В результате, во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом. 
Первый и второй параграфы Пакта гласят: 
Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. <> Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированны е на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг (Знамя Мира), который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран.
Почтовая марка Мексики. 
На марке эмблема ООН и символ Знамени Мира 
Пакт Рериха имеет большое воспитательное значение. Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества, говорил Николай Рерих.
Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и др. 
Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии Президента США Франклина Рузвельта. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. В дальнейшем к Пакту присоединилось ещё 15 стран. 
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.
Через несколько лет после войны Пакт Рериха сыграл важную роль в формировании международно-прав овых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-прав овой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, а предложенный Н. К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенност и все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. 
Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему Знамени Мира можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина Мадонна-Орифламма . 

 

Вторая мировая война. Служение России
Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа. 
В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создает ряд картин Поход Игоря, Александр Невский, Партизаны, Победа, Богатыри проснулись и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом. 
Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: Не замай! (Н. К. Рерих Не замай! 10 июня 1940 года)  
В Листах дневника Н. К. Рериха содержится много страниц, посвящённых военному и трудовому подвигу советского народа. 

Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. 
Не найдётся такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине! <> Через все и поверх всего найдём строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить её 
на всех её путях.
В 1942 году, до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов. Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, записывал в дневник Рерих, пора мыслить о кооперации полезной, созидательной. Индира Ганди вспоминала о нескольких днях проведенных с семьей Рерихов: Это было памятное посещение одаренной и удивительной семьи, где каждый сам по себе был примечательной личностью с четко определённым кругом интересов. Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал. Во время визита были высказаны идеи и мысли о развитии более тесного сотрудничества между Индией и СССР. Теперь, после завоевания Индией независимости, они получили свое реальное воплощение. И, как Вы знаете, сегодня между двумя нашими странами существуют отношения дружбы и взаимопонимания.
Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух держав России и США. И в 1942 году в Нью-Йорке была создана Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П. Геддас, В. Терещенко. Деятельность ассоциации приветствовали учёные с мировыми именами Роберт Милликен и Артур Комптон.

 
Последние годы жизни

О мировом признании русского художника и философа свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почётным и действительным членом. В самой Индии с Николаем Рерихом были лично знакомы известные индийские философы, учёные, писатели, общественные деятели. 
В Индии художник продолжает работать над серией картин Гималаи, составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали мастером гор. В Индии были написаны серии Шамбала, Чингис хан, Кулута, Кулу, Святые горы, Тибет, Ашрамы и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.
Н. К. Рерих всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали. 
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: 
15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха великого русского друга Индии. Да будет мир. 
Завет Николая Рериха 
Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. <> Полюбите Родину всеми силами и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!

 

Сайт, посвящённый Рерихам.

Галерея картин Рерихов.


Комментарии: (1)

  • Уважаемые администраторы сайта!
    Спасибо Вам за такой прекрасно подобранный, правдивый материал о Н.К.Рерихе.
    На вопрос: «В какой стране предпочитаете жить», Николай Константинович отвечал: «В стране Культуры». Художник мечтал о будущем культурном возрождении России.
    Ваш сайт, на мой взгляд, этому способствует.
    Желаю Вам всегда высоко держать эту планку!
    Хотелось бы добавить, что огромное научно-художественное наследие семьи Рерихов было передано России младшим сыном — С.Н.Рерихом в созданный им в Москве Международный Центр Рерихов (МЦР), где основан и плодотворно работает Музей имени Н.К.Рериха. Сайт МЦР наиболее полно отражает жизнь и творчество наших великих соотечественников.
    http://www.icr.su/

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста