Экскалибур - скульптураНекоторые легендарные клинки сохранились до наших дней

Почти все герои — будь то сказочные, мифологические, литературные или же исторические, реально жившие за много лет до появления огнестрельного оружия, — совершали свои подвиги при помощи меча. Он обеспечивал победу в любом бою, а после смерти воина становился священной реликвией, имеющей магическую силу. Как правило, такому мечу давали имя, подобно бойцу, верному другу и соратнику.

 

Эскалибур вернули Деве озера

В легендах о короле Артуре фигурируют два меча. Первый — это так называемый Меч в камне. По преданию, его мог извлечь из каменной глыбы лишь тот, кому суждено было стать властелином Англии. Удалось это лишь Артуру — сыну короля Утера, воспитывавшемуся «инкогнито» в семье рыцаря Эктора. Но впоследствии это оружие (встречается вариант его названия — Кларент) сломалось в одном из поединков. И тогда волшебник Мерлин помог Артуру добыть второй меч — Эскалибур, который держала над водами озера таинственная рука.

Когда спустя много лет легендарный вождь бриттов умирал от раны, нанесенной его внебрачным сыном Мордредом, он попросил доблестного рыцаря Круглого стола сэра Бедивера вернуть меч в озеро. И снова оттуда показалась рука и приняла брошенное с берега оружие.
Как же выглядел Эскалибур? В одном из своих романов средневековый французский писатель Кретьен де Труа, рассказывая об Артуре, замечает: «у него на поясе висел Эскалибур, прекраснейший меч, который разрубал железо, как дерево». В других произведениях можно прочесть, что на его рукояти были изображены две золотые химеры, на которых страшно было смотреть из-за их пугающего обличья. Когда меч обнажали, изо рта чудовищ вырывались языки пламени.

Кстати, историки утверждают, что та часть легенды, которая повествует о возвращении Эскалибура в озеро, имеет под собой реальную почву. Во многих озерах Западной Европы археологи находили мечи, что наводит на предположение о рыцарском обычае — после смерти воина топить его оружие в водоеме.

 

Грам и Хрутинг обезглавили драконов

В старонемецких и скандинавских мифах о Зигфриде (Сигурде), герое «Песни о Нибелунгах», также упоминаются два меча — Нотунг и Грам. Первый достался сыну верховного бога Одина — Зигмунду, выхватившему его из ствола огромного дерева, в которое отец загнал оружие по самую рукоять. Благодаря мечу герой совершал великие подвиги, пока Нотунг не сломался о копье самого Одина. В то время Зигмунд потерял божественное покровительство и должен был погибнуть. Его жена Зиглинда сохранила обломки Нотунга и передала их волшебнику-кузнецу Регину, в пещере которого родила сына Зигфрида. Для этого могучего богатыря, воплотившего германский дух, колдун выковал меч Грам. Им Зигфрид сначала разрубил наковальню Регина, затем убил дракона Фафнера, стерегущего сокровища карликов-нибелунгов, а потом прикончил и предавшего его кузнеца.

У Беовулфа (имя героя переводится как «пчелиный волк» или попросту медведь), героя древнего англосаксонского эпоса, датируемого VIII веком нашей эры, тоже был волшебный меч — Хрутинг, который выковали великаны. Беовулф прославился тем, что убил терроризировавшего короля Дании тролля Гренделя и его чудовищную мать, а потом и дракона, стерегущего клад. В битве со змеем герой получил смертельную рану, а Хрутинг растворился в крови злобной твари… Осталась одна рукоять. Кстати, историки считают, что прототип Беовулфа существовал на самом деле.

 

Меч в камнеВ руках врага не будет прекрасный Дюрандаль

Старофранцузский героический эпос «Песнь о Роланде» повествует о храбром рыцаре, который во время присяги получил от короля Карла Великого меч Дюрандаль (кстати, во французском языке это слово женского рода. — Прим. авт.). Выкован он был кузнецом Галаном из того же железа, что и меч короля Жуаез. В рукояти оружия хранились мощи Божьих угодников — кровь святого Василия, зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского и фрагмент ризы Девы Марии.

По сюжету, Роланд умирает после битвы в ущелье, но что дальше случилось с его мечом, поэма умалчивает. Зато другие произведения о доблестном рыцаре рассказывают, что король Карл послал пятерых воинов принести ему Дюрандаль, но они не смогли разжать руку мертвого героя. Сотворив молитву, Карл все же получил меч Роланда и бросил его в озеро, забрав себе лишь рукоять со святыми мощами.

А в поэме Ариосто «Неистовый Роланд» оружие рыцаря носит имя Дуриндана. Там сказано, что оно раньше принадлежало троянскому царевичу Гектору. Считается, что до сих пор фрагмент легендарного меча хранится во французском замке Рокамадур.

 

Меч Тизона«Я — Тизона, меня сделали в 1040 году»

Слава Родриго де Биварао была настолько велика, что его жизнь легла в основу эпоса «Песнь о моем Сиде». Прозвище «Эль Сид» ему дали мавры (от арабского «сиди» — вождь). А испанцы называли героя Кампеадором, что означало «доблестный, воитель». Эль Сид жил в Испании во времена реконкисты (период, когда испанцы отвоевывали у мавров занятые ими земли. — Прим. авт.). Родился он предположительно в 1040–1044 годах. А свои подвиги совершал в период царствования Фернандо I Великого, затем при Альфонсе VI.

Считается, что перед своей последней битвой с маврами в 1099 году Родриго был смертельно ранен отравленной стрелой, и тогда его жена Химена велела надеть на тело мужа доспехи и привязать его к седлу, чтобы армия не растеряла боевой дух.

Сид был похоронен в монастыре Сан Педро де Карденья. А вот его меч — Тизона сохранился и ныне является национальным достоянием Испании. Оружие Сид взял как трофей у мавританского короля Букара, убитого им в бою.

В 1919 году останки Сида и его жены Химены были перенесены в собор города Бургоса. Здесь же с 2007 года находится Тизона. Последний владелец меча — маркиз Хосе Рамон Суарес дель Отеро продал его за 1,6 млн евро (2 млн долларов) в собственность региона Кастилия и Леон. Так легендарное оружие попало в Бургос.

Спустя некоторое время после продажи Тизоны министерство культуры Испании заявило, что этот артефакт — подделка и стоит не больше 200–300 тысяч евро. Однако эксперты определили: даже если эфес меча действительно изготовлен в XVI веке, то его клинок, в соответствии с данными химического анализа, является современником Сида — то есть датируется XI веком. А вот Колада — второй меч, якобы принадлежавший Сиду, скорее всего, и вправду подделка. Его клинок, как установили исследователи, выкован не ранее XIII века.

 

Меч ЩербецРусский кладенец и польский Щербец

Были свои легенды о мечах и у славян. В сказках иногда богатыри выкапывают меч-кладенец из могилы или кургана. Такое оружие, принадлежавшее погибшим воинам, по поверьям, обладало особой силой. Например, в былине «Святогор и Илья Муромец» два главных героя во время странствия находят гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу он велик, а Святогору — как раз впору. Богатырь просит товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке. Но чем сильнее бьет Илья, тем больше возникает железных обручей, опоясывающих гроб. Понимая, что он уже не встанет, Святогор оставляет меч-кладенец Илье. (Кстати, в некоторых источниках этот меч именуется Расей. — Прим. авт.)

Другой герой старорусского эпоса Еруслан Лазаревич обретает свое боевое оружие следующим образом: на поле, усеянном павшими воинами, он видит гигантскую голову, под которой спрятан богатырский меч Сияющий. Кстати, этот эпизод есть в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

А поляки бережно хранят коронационный меч Щербец. По легенде, сидел в начале XI века на польском троне король Болеслав Пяст и поглядывал на богатый княжий Киев. Задумал правитель породниться с Ярославом Мудрым и стал сватать его сестру Предславу, чтобы получить шанс на киевский престол. Но Ярослав укреплять таким образом дружбу между народами не захотел. Собрал тогда Болеслав войско и пошел на соседей. Однако поединок не состоялся — князя в Киеве в ту пору не было. Тогда в бессильном гневе Болеслав выхватил меч и ударил им о Золотые ворота… На безупречном лезвии появилась зазубрина, отсюда и название меча — Щербец. Кстати, княжну Предславу Болеслав все равно похитил и увез в Польшу.

В настоящее время оружие хранится в Кракове. А еще в королевском замке Вавеле находится рыцарский, украшенный золотом и бриллиантами меч, который королевич Владислав в 1621 году вручил украинскому гетману Петру Сагайдачному в награду за успешные действия казаков против турков под Хотинской крепостью. О существовании этой реликвии долгие столетья в Украине не было известно. Конечно, о том, чтобы передать меч землякам гетмана, речь пока не идет.

Татьяна Сатаева

 

Источник


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста