| Источник

Жители белорусских земель издавна славились отсутствием религиозной нетерпимости и лояльным отношением к представителям самых различных вероучений. Это подтверждают и многочисленные памятники культовой архитектуры, дошедшие до наших дней. Кроме широко распространенных церквей и костелов, в Беларуси можно встретить кальвинистские сборы и лютеранские кирхи, молельные дома староверов и евангелистов, мечети и синагоги, кришнаитские храмы и языческие капища. Об одном из интересных действующих объектах такого рода и пойдет речь ниже.

Велесов Камень.
Камни, как распространённый природный материал, не только служили основой для возведения культовых сооружений, но порой и сами по себе становились центральным элементом в осуществлении ритуальных действий. Так, в лесном массиве около деревни Крыжовка Минского района располагается одно из языческих святилищ, которых ранее в Беларуси было великое множество.

Особенность в том, что данное капище, несмотря на видоизменение прежнего облика, и по сей день продолжает, хоть и нерегулярно, выполнять свои функции. Как рассказывают старожилы, это культовое место в древности было обустроено с целью поклонения древнеславянскому опекуну животного мира, богу плодородия, достатка, удачи и творческого вдохновения Велесу.
На холме среди лесной поляны язычники облюбовали жертвенный валун, вокруг которого на деревьях в былые времена были развешаны черепа рогатого скота. Сюда приводили домашних животных с целью исцеления от болезней, молились о прибавлении в семействе и благополучии, а на алтарном камне оставляли символические подношения в виде молочных продуктов, мёда, пива, кваса, блинов и монет.
Следует отметить, что языческие практики применялись жителями белорусских земель в течение нескольких десятков тысяч (!) лет, а их отголоски существуют в культуре и поныне. Даже в самом центре Минска, на берегу Свислочи, языческий храм под открытым небом просуществовал аж до начала прошлого столетия, а множество ритуальных камней можно сегодня посмотреть в столичном Музее валунов в микрорайоне Уручье.
Вообще, языческие и христианские верования зачастую тесно переплетались между собой, образуя удивительный гибрид в мировоззрении наших предков. Так что, вероятно, прав был известный композитор и этнограф Станислав Казуро, отмечавший, что «душа белоруса была и остаётся насквозь языческой».
Что же касается капища около деревни Крыжовка, то хотя и древний холм был уничтожен после прокладки автомагистрали, а последнего жреца репрессировали в 1937 году, основной элемент святилища в виде камня прекрасно сохранился и продолжает привлекать новоявленных последователей язычества. В середине февраля почитатели древних традиций собираются здесь, чтобы отметить «Валоссе» – так на белорусских землях издавна именовали красочный праздник Масленицы.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста