Копное право Родов Расы Великой

«Во всех деяниях своих,

великих и малых, и во всех отношениях

между Родичами своими

или Общинниками других Родов-

Совесть и, Правда наша Копная,

должна быть мерилом всего»

Волхв Велимудр.

Среди бездны неправды и заблуждений, которым окутано Наследие (история) Российского государственного устройства, самой коварной политической ложью является шельмование понятия Народно-Монархического Самодержавия.

При Самодержавии народ сам себя держит, т.е. самоуправляется при помощи Монарха, и признаком истины в исконно русском самодержавном праве было Единое (стопроцентное) мнение Мира, или Копы.

Копа – древнеславянское собрание Сходотаев. Значение понятия Копа можно выявить из слов: скопом, совокупность, скопище, копна, докопаться (до истины) и т.д. Обычай Копы долгое время сохраняли русские воины России – казаки. Ныне этот обычай частично проявлен в казачьем Круге.

Для славянина мнение Копы было высшим духовно-нравственным ориентиром. Русские люди говорили: «Мирская слава сильна», «Мир запоёт, так камень треснет», «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Мир селён и несокрушим», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Что миром положено, так тому и быть».

В Копу входили от четырёх до девяти близлежащих сёл, Сходотаи которых собирались в особом месте – «местечке», отсюда название главного села – местечко, мисто. Со временем местечко перерастало в город, который сохранял за собой [ Копное > < Право >, а жители звались мещанами. Большинство городов выросло из Коп, кроме пограничных, которые сразу же строились как крепости.

Численность Копы колебалась от 100 до 300 человек. Копа собиралась у одного из сёл общины, место сбора называлось КОПовище, КОПище, КАПище. Занималась решением спорных вопросов и других дел под открытым небом. Обычно это происходило в Священной дубраве с естественным или искусственно насыпанным холмом. Рядом были родник, река, озеро или пруд. Коповеще было излюбленным местом, где справлялись народные праздники – Масленица, Коляда, Купала и другие.

Копа собиралась на совещания, т.е. на Вече (отсюда слова – вещий, вещать, извещать). Правом голоса в Копе пользовались только домохозяева, имевшие постоянную осёдлость. Это были семейные старейшины – Главы Родов. Их ещё называли Сходотаи, судьи Копные, Общинные Мужи. Братья, не имевшие отдельных хозяйств, сыновья и женщины права голоса не имели и являлись только по особому требованию Копы, для свидетельских показаний. На Копе присутствовали Старцы. Старцы не были сходотаями, они не имели права голоса на Копе, но их советы могли играть решающую роль. Мнение Старцев спрашивали в таких случаях, когда нужно было вынести приговор на основании древних решений Копы. Старцы строго следили за соблюдением обычаев Предков.

Вече в Копе было одновременно и учёбой, и опытом для изучения права. Священные положения < Копного > < Права > сохранялись в памяти Сходотаев и передавались из поколения в поколение.

На Копе согласовывались все стороны жизни села: срок начала и окончания сельскохозяйственных работ, сенокос, починка дорог, чистка колодцев, наём пастухов и сторожей, взыскания за самовольные порубки леса, нарушение общественных запретов, сбор денег на общественные расходы селения, раскладка податей, проведение выборов, вопросы пользования лесом, строительство плотин, пополнение общественных запасов на случай стихийных бедствий, неурожая и многое другое.

Копа находила и преследовала преступников, судила и наказывала их, присуждала вознаграждение за поимку. Если дело было уголовным, то Копа вела “расспрос”, устанавливала “лик” преступника (отсюда – “улика”). На Копе поощрялось прощение обидчика, а также искреннее всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельно раненого и его последняя воля. Судебные дела разбирались по Совести, стараясь смирить спорящих к примирению.

Решения Копы выполнялись всеми добросовестно и с большим желанием. Нарушение < Копного > < Права >, её постановлений, никогда не наблюдалось, а если это и случались иногда, то это воспринималось как чрезвычайное происшествие. При самодержавии каждый славянин, столкнувшись с нарушением < Копного > < Права > или обычаев, обязан был приложить все свои силы для пресечения этого нарушения. Если он этого не делал, то считался участником преступления, свидетелем которого был, и нёс за это полную ответственность наравне с нарушителем. Жили соблюдая заповедь Бога Одина: «Непозволительно прощать того, кто умышленно совершает зло, ибо зло, оставшееся без наказания, умножается, а вина за приумноженное зло лежит на том, кто оставил зло не наказанным и не привел его на правый Божий суд».

Такое проявление < Копного > < Права > возможно только при совершенной гласности и отчизнолюбии народа. На Копе обеспечивалась полная независимость мнений Сходотаев. Каждый имел возможность открыть свою Душу. На Копе всё шло начистоту, вопросы ставились ребром: “резалась правда-матка”, и если кто-либо пытался отделаться молчанием, его безжалостно выводили на чистую воду. Самые смирные мужики, которые в другое время не могли и словом заикнуться против кого-либо, на Копе, в минуты общего возбуждения, совершенно преображались и набирались храбрости, умудрялись перещеголять заведомо храбрых мужиков. Копа делалась открытой взаимной исповедью, взаимным разоблачением и покаянием, проявлением самой широкой гласности. В эти минуты частные интересы каждого достигали высшей степени напряжения, общественные интересы и справедливость, в свою очередь, достигали высшей степени контроля.

Значение широкого самоуправления усиливалось выборными должностями десятского – по одному из 10 дворов и сотского – от 100 дворов. Сотский, при содействии десятских, наблюдал за чистотой в селениях, за чистотой воды в реках, за пожарной безопасностью, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкачественных продуктов, за проведением торговли.

Входящие в Копу сельские общины образовывали Волость. На Копе выбирались: волостной старшина, правление и суд. Волостное правление вело книги для записывания решения схода, сделок и договоров, в том числе трудовых, заключённых селянами между собой и посторонними лицами. Вся бумажная работа велась волостным писарем, который был важным лицом в Копе. Когда Старшина начинал злоупотреблять доверием общества, селяне могли его переизбрать или убавить в жаловании.

Кроме руководителей Волости, выбирали ходатаев по общественным делам – челобитников в стольный город. Такие ходатаи назывались “мироедами”. Плохой смысл этого слова появился позже, а в начале оно означало людей, живших на мирской счёт во время поездок по общественным делам.

Согласно древнеславянским обычаям, для защиты своих земель от внешнего врага Копой выбирались Князья. Князья выбирались из крепких Родов потомственных воинов, которые составляли Честь и Славу нашего Отечества. Копой выделялась десятина для содержания Князя и его дружины, пограничных застав, для строительства пограничных городов и оборонительных линий. Селяне добровольно несли трудовую повинность по строительству особо важных или срочно необходимых военных объектов, а в военное время все воины-селяне поднимались на защиту Отечества. Только благодаря < Копному > < Праву > Святослав Хоробре смог в считанные дни собрать десять тысяч вооружённых воинов с конями и кормом.

На Всеземском Соборе из Князей выбирался Монарх – глава всей страны, Великий Стольный Князь Всея Руси. От Монарха требовалось соблюдение < Копного > < Права >, выполнение законов Всеземского Собора, защита народа от иноземных ворогов.

Наглядным примером роли народа в государственном устройстве при Народно-Монархическом Самодержавии может послужить “запись”, разосланная от Московского Земельного Собора во все российские города “Для проведения по оной всякого чина и звания людей к присяге в верности избранному на Всероссийский престол Государю Михаилу Фёдоровичу” (февраль. 1613 год). В этой присяге говорится:

“…А где велит Государь быти на своей Государеве службе, и мне, будучи на его Государеве службе, ему Государеву служити, и с недруги его Крымскими и с Ногайскими и с Литовскими и с Немецкими людьми и с изменники битися за него Государя, не щедя головы своей досмерти, и в Крым и в Литву и в Немцы и в иныя ни в которыя Государства не отъехати, и с изменники его Государевы не ссылатись, и ни вчём ему Государю не изменити никоторыми делы и никоторою хитростью и к воровству ни к которому не пристать

Также мне во всём Государева Царева и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси здоровья оберегати и ему Государю никоторого лиха не мыслити; а где уведаю или услышу на Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси, в каких людях скоп или заговор или иной злой умысел, и мне за Государя своего Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси с теми людьми битись, и будет мочь сяжет, и мне их переимав привести ко Государю; а будет, за которыми мерами тех людей поимати не мочно, и мне про тот скоп и заговор сказати Государю или его Государевым боярам и ближним людям.

Также мне, кто не станет Государю Царю и Великому Князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси служить и прямить, и мне с ними битися, что с неприятиями своими, до смерти”.

Ведические летописи наших Предков сообщают нам об общественных Законах. Они свидетельствуют о том, что только при Монархическом Самодержавии люди обретают высшую степень охраны своей безопасности, права и свободы. Вне Монархического Самодержавия получается либо простое господство сильнейшего (анархия), либо подчинение человека стихийным силам – мнению толпы (социальная демократия). Истинная свобода в нашей земной жизни проявляется в возможности самостоятельно направлять течение наших дел, делать то, что мы считаем нужным, и не делать того, чего мы желаем избежать, т.е. не быть игрушкой стихийных сил в кругу общественно-политических отношений. В наибольшей степени свобода проявляется тогда, когда народ объединяет свои силы и направляет их для достижения своих целей, достичь которых способна только правильно устроенная и разумно действующая государственная власть. Обеспечить такую власть может только Монарх, ибо он является самым разумным из людей, так как владеет тремя своими телами: физическим, астральным и ментальным (отсюда и идёт понятие “монарх”: на санскрите “ман” – ум; “архат” – высший, божественный, просветлённый). Об этом свидетельствуют и знаки отличия Монарха – скипер (палица) и держава, являющаяся знаком ментального тела.

Создавая монархическое государство, славяне подчинялись высшим силам в лице лучшего из народа и выходили из слепого подчинения обстоятельствам, приобретали независимость – первое условие действительной свободы.

Существуют только три основных вида верховной власти: Монархия, аристократия и демократия. Ничего кроме них нельзя найти и ныне.

Монарх направляет власть на благо народа. Не заботится о своей личной выгоде, старается исполнять Законы < Копного > < Права ] и Закон Божий. Монархия, основанная на нравственном сознании государя и на добровольном подчинении граждан Законам Всевышнего, является жизненной необходимостью. Народно-Монархическое Самодержавие – когда народ сам себя держит, руководствуясь Древней Родовой Верой Славянского народа, осмысленностью своего существования, с самовластием. Власть есть понятие не юридическое, а духовно-нравственное, так как нравственное право даёт не закон, а духовно-нравственный уровень властителя, соответствующий уровню Монарха. Власть должна принадлежать тому, кто является наиболее полным выразителем Ведических основ Славянского народа.

Целью власти является всемерное содействие воплощению этих основ в жизнь во всех проявлениях общественной и государственной деятельности.

Власть аристократии характеризуется подавлением народа своим богатством, интеллектуальным превосходством и политическими кознями.

Из всего вышеизложенного выясняется, что основной причиной, обуславливающей предпочтение того или иного вида верховной власти, является нравственное состояние народа.

Нравственная направленность может проявиться лишь при слиянии в общее целое – в нацию с Родовой Верой Первопредков, Мудростью Предков. Родовое начало является первоисточником Монархии.

Если в обществе не существует достаточно понятного Родового Вероисповедания, охватывающего все стороны жизни, то связывающим звеном такого общества является численная сила, которая усредняет людей до уровня обывателя, нацеленного на чувственное наслаждение. Это невежественное состояние нации, при которой люди находятся под влиянием темноты и неведения, порождает демократию и социализм.

Если Родовые Духовные основы не осознаются всеми достаточно ясно, если общество захвачено идеей материального благополучия, то проявляется господство аристократии – людей “лучших”, наиболее способных отыскать эту разумность. Это состояние народа, в котором люди находятся под влиянием эмоциональной деятельности.

Когда в народе живёт цельное, Родовое Вероисповедание, которое является всеобъемлющим духовно-нравственным образцом, приводящим всех к добровольному подчинению не физической силой, а своим Духовным устремлением, которое способна дать лишь высоконравственная Духовная личность, – при этих условиях ожидается Монархия. Это одухотворённое состояние народа, в котором люди находятся под влиянием чистого света. В лице Монарха народ подчиняется служению Законам Всевышнего – идеалу правды. Славяне всегда соблюдали два Великих Принципа: «Свято чтили Богов и Предков своих и всегда жили по Совести».

Когда существует косвенная и прямая взаимосвязь между Родами, то Боги этих Родов объединяются, и сила Родов усиливается. Держава становится мощной, никакой внешний враг не может победить такую Державу, так как там существуют мощные Родовые устои.

Таким образом, государство обретает полное совершенство и достигает всех целей культурного народа – житие в согласии с беспристрастными законами общества и всего Мироздания, т.е. Веры, хозяйственного развития, чувственного наслаждения и освобождения от материальной зависимости. Люди при этом получают всё необходимое для духовного совершенствования.

При Монархии народ ни от чего своего не отказывается, а лишь проникает сознанием, что верховная власть принадлежит не ему, а той Высшей Силе, которая указывает на истинные цели человеческой жизни. Так как всё создано Творцом и принадлежит Ему, то народу не от чего отказываться, он просто признаёт власть Творца, веря, что в государственном отношении она вручена Монарху не народом, а Всевышней волей. При таком понимании власть Монарха ни есть власть народная, не из народной власти истекает и не народную волю призвана выражать. Но, с другой стороны, эта власть существует не для самой себя, но для народа – для исполнения предназначения, указанного Свыше. Именно этой своей отвлечённостью от народной власти и народной воли и в тоже время своей подчинённостью народным устоям, народному Духу, народному идеалу, настоящая Монархия приобретает необходимые качества истинной верховной власти.

Монархия образует своё содержание из нравственных устоев. Монархия не создаёт нравственный образец, а сама им является, не приспосабливает его к себе, а сама к нему приспосабливается. Народно-Монархическое Самодержавие возможно лишь при осмыслении своего существования.

Нравственные устои народа способно дать только Родовая Вера Первопредков. Только Родовое Вероисповедание ставит Высшую Божественную Личность превыше всего в природе, и таким образом в нашей человеческой жизни сохраняется высшее место для нравственного, духовного, личного начала. Только при свете Родового Вероисповедания человек сохраняет сознание верховного значения своей личности, а посему переносит такое же понятие верховности на идеи нравственные. Только действительная связь с Творцом способна дать силы нравственные, духовным образцам и проявлениям.

В России светлый образ праведности и Духовности всегда олицетворялся с истинным Монархом, черпающим свои качества в Мудрости Предков, издревле присуще Славянам. Поэтому наше государство и называется Святая Русь, Рассения, земля Родов Свята Расы.

Российское государство издревле основывалось не на насилии, а на Духовных началах Славянского народа, величие которого понималось многими малыми народами. Такое Духовное взаимопонимание связывало русский народ с его национальными младшими братьями в культурное единство. Все Светлые и чистые помыслы побратимов были устремлены к Духовным ценностям Ведической культуры России, именно это Духовно подчиняло их России и заставляло служить не за страх, а за Совесть. Русский человек всегда добродушно уживался со всеми другими людьми, не ущемлял их национальной культуры, и если бы инородцы его не вынуждали, то он не брался бы за оружие и не добивался бы власти над ними. Русский народ не только не угнетал малые народы, но предоставлял им значительную помощь и поддержку, создавая равные условия существования. Русские люди оказывали им своё покровительство для того, чтобы они сохранили свои национальные корни и смоги бы вспомнить истинные ценности своих Предков, а через это вернуться на пути Родовой Ведической культуры.

Присоединение к России новых народов происходило мирно и бескровно. Главным доводом здесь было не оружие и насилии, а осознание инородцами преимущества существования в составе России как мощного обстоятельства государственного порядка, помощи и защиты от внешних посягательств.

Никакой народ не может быть жизнеспособным, самостоятельным организмом без самобытных внутренних родовых начал. Поэтому Славянские народы может спасти не холодный интеллект западной бездуховной политики, а животворный родник общественных устоев Российской народа.

Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, всё меняется в этом мире. Пока народ помнит о своих корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет и почитает свою Родовое Древнее Наследие (историю), культуру и символы, до того времени Народ Жив и будет Жить!

Возрождение Инглиизма, Святой Старой Веры Родов Расы Великой, в повседневной народной жизни – высшая цель, стоящая перед Древнерусской Инглиистической церковью Православных Староверов-Инглингов. Кому, как не нам, Староверам-Инглингам, предстоит вернуть Родам Света Чистого, их широчайшие знания и Родную, не искажённую Историю.

Уничтожение Копного Права как результат насильственной Христианизации Руси

Две вещи явились невосполнимой утратой для народа русского славянского племени, потеря которых продолжает пагубно складываться и на воспитании подрастающего поколения – это СЕМЬЯ и ОБЩИНА.

kolohost.ru: Об утрате СЕМЬИ как действительно ячейки общества, в составе которой человек приходит на Свет Божий и уходит из жизни; о её влиянии на воспитание своим древним укладом, своим ДОМОМ, где есть мужские и женские половины, где перед взором отрока проходят представители всех четырёх ступеней жизни человеческой, говорить не буду. Это тема для отдельного разговора.И Семья, и Община ныне напоминают осколки некогда красивого зеркала, собрать которые уже и не представляется возможным, но попытаться, на мой взгляд, всё же стоит. Ведь каждый из нас вершина своего Родового Древа, уходящего корнями в глубокую древность и на наши мысли, поступки, дела предки незримо оказывают сильное влияние. И не важно осознаём ли мы эту генную память или нет.
Сколько копий сломано об использовании в воспитании подрастающего поколения коллектива!? Сколько педагогов выступают «за» воспитание в коллективе, но ещё больше выступают «против». Почему же этот вопрос остаётся открытым для педагогов всего мира? Осмелюсь предположить, что корни этого вопроса уходят в глубокую древность и влияют через гены на всех Славян (и всех тех, кто считает себя их потомками).
Смелость в высказывании подобной гипотезы мне придают исследования Николая Дмитриевича Иванишева (1811-1874) о русских сельскохозяйственных общинах, в основе которых традиции древнего КОПНОГО ПРАВА. О праве вообще известно много. Сразу вспоминается римское право, германское право, но о СЛАВЯНСКОМ праве, а тем более о русском многие даже и не знают.
Чтобы подтвердить мою догадку мне хочется рассказать о копном праве и затем уже пусть читатели сами решают, есть ли основания для подобной гипотезы.
Копное право – это древнейшая форма самоуправления внутри славянской сельской общины. Оно передавалось устно из поколения в поколение.
Слово «право» наше родное и происходит от древнеславянского корня «правь» (вспомним ЯВЬ, НАВЬ и ПРАВЬ). «Правь» имеет много однокоренных, употребляемых и по сей день, слов: правда, правильный, праведный, управлять и т.д.
«Копа» («купа») также являет собой древний славянский корень. В таком виде он сейчас вышел из употребления, но зато сохранились от него однокоренные слова, которые позволяют без труда восстановить сокровенное значение самого корня. Вдумайтесь в них: скопом, совокупность, скопище, копна, копить, копать и т.д.
Копа – это собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копа могла открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение и, наконец, не допускать нарушения законов Копы. На собрании (скопище) устанавливалась, согласно праву Копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.
В Копу входило от 4 до 9 близлежащих сёл (весей), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке»). Откуда до сих пор сохранилось название главного села (теперь районного центра) – «мисто». Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своём управлении Копное право, а его жители назывались мищанами (мещанами). Большинство городов русских выросло именно из Коп, кроме пограничных, которые сразу же строились как крепости, а потом уже в них расцветали торговля и ремёсла.
Другое название Копы – Громада. Отсюда «громадить», т.е. собирать что-либо вместе (например, собирать в копны сено).
Копа собиралась для соВЕЩания, т. е. на ВЕЧе. Отсюда наши русские слова: вещий, ве-щать, извещать и т.д. Так что ВЕЧЕ – это со-ВЕЩание Копы. А знаменитое Новгородское Вече – это как раз городское копное право.
В древности КОПА, и только она, выражала волю наРОДа. Но не всё население имело право придти на Копу. Этим правом пользовались лишь домохозяева, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость. Это были Старейшины – Главы РОДОВ. Их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие, т.е. общинные мужы.
Присутствовали на Копе и СТАРЦЫ, мнение которых спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давнишних решений Копы. Однако СТАРЦЫ и СХОДАТАИ это не одно и тоже. Старцы не имели права голоса на Копе, но их советы играли решающую роль. Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию Копы, как правило, для свидетельских показаний.
Вече Копы было одновременно и практикой, и школой для изучения права, священные по-ложения которого без помощи письма сохранялись в памяти мужей-сходатаев, передавались изустно из поколения в поколение. А Старцы ревностно следили за соблюдением обычаев предков.
Копное право основывалось на правиле единогласия – прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев. Извращая копный закон единогласия, помещики навязывали селянам демократический принцип выборов, основанный на процентном перевесе голосов. Но, как известно, в любом коллективе худших всегда большинство.
Численность Копы могла колебаться от 100 до 300 человек. Собиралось собрание в центре одного из сёл общины или в заповедной дубраве, в священной роще с естественными или специально нарытыми холмами. Обязательно рядом должны были быть река, пруд, озеро, родник. Это место называлось КОПовище, КОПище, КАПище. Зачастую Копа занималась исследованием и решением спорных и всяких других дел прямо под открытым небом.
Коповище было излюбленным местом, где справлялись народные праздники Красная Горка, Масленица, Коляда, Купала и др.
Собиралась Копа под звон била, колокола, а также подачей светового сигнала – костра.
А какое-нибудь мелкое дело или уголовное преступление решалось прямо на месте их воз-никновения. При уголовном деле Копа вела «распрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (от этого происходит слово «улика»).
На Копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельнораненного и его последняя воля, которая считалась законом.
Решение Копы выполнялось всеми добросовестно и с большим энтузиазмом. Так что о каком-то там «исполнительном комитете» Копы, о содержании подобия «милиции» и речи быть не могло. Нарушений права Копы, а также её постановлений, никогда не наблюдалось, а если и случалось иногда, то это было чрезвычайным происшествием. Копа широко пользовалась «самоуправлением».
Значение широкого самоуправления усиливалось выборными должностями: десятского – по одному 10 дворов и сотского – от 100 дворов. Входящие в Копу сельские общины образовывали волость. На сходе Копы выбирались волостной старшина (как правило, на три года), а также волостное правление и волостной суд. По мере необходимости выбирали ходатаев по общественным делам – челобитчиков в стольный град.
Уклад Копы позволял обеспечивать высокую рождаемость и восстановление населения в случае войны или эпидемии, воспитывать мужчин-воинов, поддерживать безупречное санитарное состояние местности, охранять и восстанавливать леса. В частности не случайно много труда и сил вкладывалось в выращивание льна, так как именно в льняной одежде не живут насекомые-паразиты. Следили и за сохранением липовых рощ. Из коры лип заготавливали лыко для лаптей, мочалок, корзин и т.д.
Копа изначально была присуща всем славянским народам. Но с началом христианизации, несущей на своих плечах то, что принято называть феодализмом, она начинает вытесняться сначала из Западной Европы, а потом и с территории Руси. Так к XYI- XYII вв., например, в Юго-Западной Руси от Копного права уже ничего не осталось. Именно тогда-то и попытались возродить древние обычаи казаки, и Дашкевич образовывает за днепровскими порогами знаменитую Запорожскую Сечь. А то, что казачий образ жизни является высшей формой развития русской общины – так считают многие исследователи казачества. Именно казаки и пронесли через века «звычай права нашего копнаго».
Копное право ждёт своих исследователей. Надо изучать богатейшие письменные источники периода его угасания (ХY-XYII вв.). Это актовые книги городов Юго-Западной . Конечно в этих книгах законы Копы никто специаьно не записывал. В них протоколировались бесконечные тяжбы нарождающихся феодалов с Копой. К середине XIX века сохранилось около 400.000 книг в таких городах, как Киев, Вильно, Луцк, Витебск, Владимир, Житомир и др. Но на Русь с Запада активно начало наступать писаное, Посполитное (польское) право, а также Магдебургское право для больших городов.Принявшие такое “право” жители городов на Копу больше не являлись, а управлялись уже по другим законам. Окрестные же сёла произвольно приписывались к такому городу и назывались «околичными». Но всё же копное право продолжало действовать, но на Копе должен был присутствовать ВОЗНЫЙ из городского уряда, который и составлял протокол Копы и вёз его в город для вписания в актовые книги.
Вместе с Магдебургским правом на сельские общины начала распространяться и власть помещиков. Поначалу помещик владел землями лишь формально; он собирал налоги, а власть принадлежала Копе.
А время шло, и под натиском крепостного «права» Копа перерождается постепенно в сельский суд, на который приглашаются от каждого села по одному сходатаю, а помещик со священником, урядником и несколькими своими приятелями вершат дела так, как им нужно. Мужики уже безмолствуют – себе дороже. А с 1557 г. помещики получают право даже убивать своих крестьян.
В некоторых местах Копа, будучи всё ещё жизнеспособной, сохранялась, хотя и в ослаблен-ном виде в структурах нового управления. Но сходатаи уже не могли доказать справедливость своих требований, кроме как давностью своего права. Всё чаще помещик говорил: «Я на ГОЛОЕ СЛОВО МУЖИЦКОЕ платить не приказываю». Иногда помещики просто уводили своих крестьян с Копы, а в XYII веке и вовсе запретили им посещать коповище.
О том, что Копа несла в себе и всячески оберегала высокие духовные начала, говорит и начавшаяся порча в народе. Она следовала неизбежно за уничтожением общинного владения Землёй Матушкой. и Поселяне, вместо того, чтобы предотвращать преступления, открывать и наказывать преступников, сами разбойничали, поджигали и грабили селения богатых собственников. Отсюда и наступление смутного времени, вспышки народных восстаний.
Ещё при Владимире Мономахе на Руси появилась «Русская Правда» – первый писаный уголовно-правовой феодальный кодекс нашей древности. Его аналоги давно уже существовали в Западной Европе. «Русская Правда» всячески защищала интересы народившихся удельных князьков (феодалов, будущих помещиков). Именно они-то и были первыми гонителями Копы как выразительницы народных интересов. Новые Князья боролись не только с Копами на селе. Поперёк горла была им и городская Копа. Вся история Руси представляет собой нескончаемую борьбу верховных князей со всё ещё могущественными городскими Копами. Города вроде Новгорода назывались долгое время вольными и свободными именно потому, что содержали в себе островки Копного права.
Непокорные города истребляли огнём и мечом. Но они вновь и вновь возникали их сельских общин вследствие роста населения и совершенствования ремёсел. Они наполнялись жизненной силой опять же благодаря Копе. Читая «Русскую Правду», можно проследить следы общины и народных юридических обычаев, но уже с примесью немецкого права, столь милого сердцу князей (а затем и царей).
Согласно древнейшим русским обычаям, князья как профессиональные воины приглашались Копой для защиты своих земель от внешнего врага и поддержания должного порядка (закона) внутри страны. Если Князь не устраивал Копу, то его прогоняли. Для содержания Князя и его дружины, пограничных застав, для строительства пограничных городов и оборонительных линий Копой выделялась десятина (десятая часть доходов домохозяев). Кроме того, селяне добровольно несли трудовую повинность по строительству особо важных или срочно необходимых объектов, а в военное время все воины поднимались на защиту Отечества. Только благодаря соблюдению традиций Копного права Светослав Хоробре смог в считанные дни собрать 10.000 воинов, каждый из которых был вооружён, имел коня и запас фуража.
Во времена Копного права Князья выбирались из представителей самых влиятельных и крепких родов, которые составляли Честь и Славу нашего Отечества. В качестве главы всей страны выбирался достойный из достойнейших – Великий Стольный Князь Всея Руси. Это происходило на Всеземском Соборе (собрание князей со всех земель). Так постепенно складывалась Самодержавная Монархия (власть «высшего ума», которая опирается на народ сам себя держащий). От Монарха требовалось защищать народ от ворогов иноземных, соблюдать законы Копного права, а не в коем случае не нарушать их.
За рамками этой статьи остаются многие интересные вопросы. Что конкретно решалось на Копе? За что, как и кого наказывали? Что предпринимали в случае спорного дела? И многие другие. Пока же я вижу свою задачу лишь в том, чтобы напомнить любезным моим соотечественникам о таком удивительном и ныне незаслуженно забытом явлении, как русское КОПНОЕ ПРАВО. А также о его влиянии на воспитание подрастающего поколения через коллектив.
Моя попытка не нова. В середине XIX века в России жил и активно действовал по возбуждению интереса к Копе славный сын Отечества нашего Николай Дмитриевич Иванишев. Он прилагал немало усилий к тому, чтобы открыть при Киевском Университете кафедру древнего Копного права, однако его буквально поднимали на смех с «мужицким» правом! Но Н.Д. Иванишев смог оставить после себя книгу «О древних сельских общинах юга России», где он и рассказал об основных принципах народного Копного права, изучая многие и многие тома древних актовых книг.
Таким образом, совсем не случайна в русском народе тяга к общинности, к древнейшим формам народного самоуправления. И в воспитании подрастающего поколения следует активно пользовать коллективом. Коллективы, как инструменты воспитания, следует создавать и всячески поддерживать и всячески пропагандировать этот опыт. В заключении напомним, что «коллектив» слово латинское и в переводе означает «община».

Для справки:

Копное право — древнейшая форма самоуправления внутри славянской сельской общины, передававшееся устно из поколения в поколение.

Слово «копа» («купа») — являет собой древний славянский корень, встречающийся в таких словах как «скопом», «совокупность», «скопище», «копна», «копить», «копать» и т. д.

Копа — это собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копа могла открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение и, наконец, не допускать нарушения законов Копы. На скопище(собрании) устанавливалась, согласно праву Копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.

Другое название Копы — Громада. Копа собиралась для совещания, то есть на вече. Новгородское Вече — это разновидность городского копного права.

В Копу входило от 4 до 9 близлежащих весей (сёл), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке»). Откуда до сих пор сохранилось название главного села (теперь районного центра) — «мисто». Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своём управлении Копное право, а его жители назывались мищанами (мещанами).

Правом прийти на Копу пользовались лишь домохозяева, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость. Это были Старейшины — Главы Родов. Их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие, то есть общинные мужы.

Присутствовали на Копе и Старцы, мнение которых спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давнишних решений Копы. Однако, старцы и сходатаи — это не одно и тоже. Старцы не имели права голоса на Копе, но их советы играли решающую роль. Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию Копы, как правило, для свидетельских показаний.

Копное право основывалось на правиле единогласия — прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев.

Численность Копы могла колебаться от 100 до 300 человек. Собиралось собрание в центре одного из сёл общины или в заповедной дубраве, в священной роще с естественными или специально нарытыми холмами. Обязательно рядом должны были быть река, пруд, озеро, родник. Это место называлось коповище, копище, капище. Зачастую Копа занималась исследованием и решением спорных и всяких других дел прямо под открытым небом.

Собиралась Копа под звон била, колокола, а также подачей светового сигнала — костра. При уголовном деле Копа вела «распрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (от этого происходит слово «улика»).

На Копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельнораненного и его последняя воля, которая считалась законом.

Копа изначально была присуща всем славянским народам. Но с началом христианизации, и заменой общинно-родового уклада на феодальный, она начинает вытесняться сначала из Западной Европы, а потом и с территории Руси.

При Владимире Мономахе на Руси появилась «Русская Правда» — первый писаный уголовно-правовой феодальный кодекс нашей древности. Его аналоги давно уже существовали в Западной Европе. «Русская Правда» всячески защищала интересы нарождавшегося класса феодалов, будущих помещиков. Именно они были первыми гонителями Копы как выразительницы интересов широких слоёв народа.

На Русь с Запада активно начало наступать писаное, Посполитное (польское) право, а также Магдебургское право для больших городов. Принявшие такое «право» жители городов на Копу больше не являлись, а управлялись уже по другим законам. Окрестные сёла произвольно приписывались к такому городу и назывались «околичными».

Вместе с Магдебургским правом на сельские общины начала распространяться и власть помещиков. Поначалу помещик владел землями лишь формально; он собирал налоги, а власть принадлежала Копе. Но под натиском крепостного права Копа перерождается постепенно в сельский суд, на который приглашаются от каждого села по одному сходатаю, а помещик со священником, урядником и несколькими своими приятелями вершат дела так, как им нужно. С 1557 г. помещики получают право даже убивать своих крестьян.

В некоторых местах Копа, будучи всё ещё жизнеспособной, сохранялась, хотя и в ослабленном виде в структурах нового управления. Но сходатаи уже не могли доказать справедливость своих требований, кроме как давностью своего права. Всё чаще помещик говорил: «Я на голое слово мужицкое платить не приказываю». Иногда помещики просто уводили своих крестьян с Копы, а в XVII веке и вовсе запретили им посещать коповище.

Исследованием копного права занимался в середине XIX века Николай Дмитриевич Иванишев, ректор Киевского Университета им. Св. Владимира. Он является автором книги «О древних сельских общинах юга России», где рассказал об основных принципах Копного права, изучая многие тома древних актовых книг.



Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста