| Источник

Карачун21 и 22 декабря – самые короткие дни в году. С 21 на 22 декабря – самая длинная ночь. 22 декабря 2011 года в 09 часов 30 минут по московскому времени Солнце максимально опустится в южное полушарие неба, то есть двигаясь по эклиптике, достигнет ее наименьшего склонения – 23 градуса 26,457 минут (в созвездии Стрельца) и наступит астрономическая зима. 21 и 22 декабря – самые короткие дни в году. С 21 на 22 декабря — самая длинная ночь. Долгота дня на широте Москвы достигает лишь 6 часов 56 минут. В это время жителям средней и северной полосы России приходится дольше всего применять искусственное освещение, практически, круглые сутки.

Но это благоприятствует ночным наблюдениям, когда ночь длиннее всего, и небо остается темным более полусуток. Это самый благоприятный период для наблюдений различных небесных объектов ночного неба, но зимние холода и частая ненастная погода (в средней полосе России) не позволяют проводить полноценных наблюдений.
Во время зимнего солнцестояния Солнце выше широты 66,50 вообще не восходит, и ночь длится круглые сутки. Лишь сумерки в этих широтах говорят о том, что Солнце где-то под горизонтом в середине сумеречного сегмента. На Северном полюсе Земли не видно не только Солнца, но и сумерек, поэтому направление на Солнце можно узнать лишь по созвездиям. С Северного полюса оно будет видно по направлению ниже созвездия Геркулеса. 21 декабря Солнце пересекает 18-часовой меридиан и поднимается вверх по эклиптике, начиная путь к весеннему равноденствию, когда оно пересечет небесный экватор. Во время зимнего солнцестояния Земля в результате наклона своей оси к плоскости эклиптики на 230 26,457’ обращена к Солнцу Южным полюсом. На Северном полюсе, как уже было сказано, в это время стоит полярная ночь. На Южном полюсе и околополюсных районах – полярный день, в чем можно убедиться, поднявшись над полюсом Земли, и посмотрев на Землю из космоса.

 Древние люди отмечали это небесное событие и молили силы природы удлинить день и укоротить ночь. Когда наступает этот день, люди жгут костры и свечи, призывая солнечный свет вернуться.
Праздники носили название Йоль, Карачун (у славян), День Змеи Аннуна – время великой тьмы и самого короткого дня в году.
Этимология слова КАРАЧУН (корочун) в славянской мифологии – название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kraèun, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день»), а также злой дух (белорус. корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. – карачун, «смерть», «гибель», «злой дух») наводит мысль о соединении света и тьмы, перемену в жизни, обновление, уход старого и отжившего. В связи с этим полезно просить у богов очищения от ошибок прошлого и загадывать желания, то есть программировать свое будущее.
Йоль – остаток ранних ритуалов, отмечаемых, чтобы поторопить зиму и поощрить весну, когда пища вновь становится легкодоступной. Также это напоминание о цикле перерождений. День Зимнего Солнцеворота – Альбан Артуан по-кельтски, Коляды – по-славянски, Йоль – по-германски. Русское имя праздника образовано от основы kolo – “круг”, “колесо”, германское – от родственного ему hjul – “колесо”. Важняя традиция зимнего праздника — свечи, фейерверки, бенгальские огни. В отличие от летних празднований вокруг костра на открытом воздухе, огни зимнего солнцестояния горят в основном в домах. Как правило, это большие яркие свечи (например, красные). Вообще, огонь, наверное, символизирует перерождение солнца, поворот к весне, защиту от зла. Среди традиций было и зажигание большой свечи, которая горела с утра и до полуночи (если она прогорала раньше, считалось, что это дурной знак).
И что может быть радостнее огня в очаге в темную и холодную зимнюю ночь… Фрезер в «Золотой ветви» описывает европейскую традицию святочного полена (как правило, дубового, но оно могло быть и ясеневым, и буковым), вырубание которого и внесение его в дом производилось с большим пиететом, поджигал его в очаге глава семьи, и оно постепенно прогорало. Иногда в огонь подливали немного бренди или вина, бросали крошки хлеба и зерна кукурузы, монетки. Потом такие монетки отдавали детям на счастье (Д. и С. Копф). Пепел и головешку такого полена хранили и после следующего праздника, когда прогорало новое полено, пепел старого полена разбрасывали по полю в течение 12 дней, чтобы обеспечить урожай. В Германии обуглившееся полено хранили и в случае грозы клали обратно в очаг – считалось, что в дом, в очаге которого горит рождественское полено, не ударит молния. (Можно посчитать, что это связано с тем, что дуб — дерево божества грозы). Считалось также, что головня от такого полена предохраняет дом от грозы и нечисти (и от ведьм тоже :-), может лечить болезни у людей и скота, обеспечивать урожай. В Англии, где также существовал обычай святочного полена, считалось, что зажигать новое полено нужно от остатков головни старого. Этот обычай сохранился местами в Восточной Европе (у сербов, албанцев).
Также забавно, что Йольское полено до сих пор присутствует и на праздничном столе — в виде украшенного цветами и листьями шоколадного рулета (рецепт см. ниже)*. Если же вы хотите таки настоящее полено: по Полине Кампанелли, «Чтобы изготовить такое полено, раздобудьте обычное полено с корой. Затем необходимо расколоть полено пополам, чтобы оно могло лежать на плоской стороне, или немного обтесать его с одного бока ровно настолько, чтобы придать ему устойчивость. Убедившись, что оно стоит прочно, просверлите в верхней его части два или три отверстия диаметром по 2 см для свечей.» Украсьте его свечами, омелой, зажигая свечи можете спеть что-то вроде:

«Пусть горит Святочное полено.
Пусть добро войдет сюда.
Пусть будет пшеница для xлебa,
А бочки наполнятся вином.»

Кстати, некоторые считают, что украшение елки свечами – по сути опять же замена Йольского полена, украшенным огнями Йольским деревом (которое следовало сжечь после праздников). Согласно другой точки зрения ель — лунный, женский символ, как дуб — символ мужской и солярный, они не заменяют друг друга.
День Круга – день, когда можно увидеть круг воплощений возвращающегося бога. Зимний Солнцеворот – главный годовой праздник – имеет отношение именно к Вечности как миг смерти прошлогоднего Солнца и рождения новогоднего. Традиционная дата этого праздника – ночь на 25 декабря, когда во множестве дохристианских культов совершаются соответствующие обряды. У римлян этот праздник Sol Invictus (Непобедимого Солнца), у скандинавов – Великий Юл, у славян – Солноворот (Солнцеворот), Коловрат. В ритуальных событиях этого праздника важна символика обращения колеса – Коловрат, колядки и т.д.
КОЛЯДА – славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 22 декабря. А праздник Коляды справляют с 22 декабря по 6 января – Велесов день. Праздник Коляды иначе называют Даждьбожий день или Карачун.
Коляда у славян знаменует новогодний цикл. В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни-колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках – караваях и пирогах, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой – это древний символ изобилия.
Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец – это диск Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в волчонка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать весну.
Пока народ колядует, и трещит от мороза под ногами снег, ведьмы и нечистая сила неистовствуют, похищая с небес звезды и месяц. Всюду гадают на супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следуют свадьбы.
КОЛЯДА (Коледа) – в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». (А. Стрижев, «Народный календарь»).
Празднование Коляды происходило в декабре-январе (с ним «совпало» Рождество Христово) по 6/19 января («совпало» Крещение). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далеких предков, русских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
С приходом на Русь христианства оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды «совпал» с празднованием Рождества Христова, и ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. По-прежнему в эти дни жгли костры, а юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и ходили по дворам, пели колядки – песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо.
КОЛЯДА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления – возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая» новорождённому Солнцу. Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют, поют Колядные песни и т.д. Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота.

В пору двоеверия на Руси 25 стуженя/декабря отмечали Рождество Христово[1], причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря – в ночь перед Рождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима за морозы, мужик – за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки, травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло, весна будет холодная», «Если метельная ночь, пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо – густо и ягод будет».
[1] Так как историческая дата рождения Иисуса Христа доподлинно неизвестна, христиане приурочили её к Зимнему Солнцевороту – Дню Рождения Солнца, отмечаемому всеми язычниками. В первые века христианства Рождество отмечалось одновременно с Крещением и Богоявлением и только в IV в. эти праздники разделились 2-недельным промежутком.
Коляда

1. Коляда: общие сведения Коляда – величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло – знак не Земли, а Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают, Боги им силу дают».
2. Коляда: событие Общинное. Быти Громаде[1] в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды справно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать – Новый Год встречать!
3. Подготовка места. Ещё засветло: дрова для большого Огня – во дворе, а тако же для малого – в очаге. Украшение избы (перво-наперво – Красный кут[2]): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате – чир[3] Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые – для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы – дабы не брать Бадняк голыми руками.
4. Жданки. Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх – скатерть. На скатерть – пир горой. На зачин – слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся: – Зрите ли меня, детушки? – Не зрим, батюшка! – отвечают ему. И тако трижды. Затем волхв речёт: Так дайте, боги, чтобы и на будущий год не зрели! Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.

5. Время заката. Время заката – особливый страж сторожит. Сторожит – всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То окрутники[4] на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все в молчании спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.
6. Встреча Полазника. Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его в снегу, вместо посоха – печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол.

Хозяин спрашивает его: Кто ты еси, Гость дорогой? Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного. Отведав угощения человеческого, Гость ответствует: Роду я старым-старого, отец мой – Бык, мать моя – Корова! – Откуда же ты путь держишь? – Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл по 12-ти камням, по 12-ти мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася! – Что ты несёшь? – Жито да железо. Жито в землю бросать; железо – топор ковать, древо рубить, мост мостить, трём Братьям ходить! – А кто эти Братья? – Первый Брат – красно Солнышко, второй Брат – ясен Месяц, третий Брат – дробный Дождичек! (Либо: три брата – три Огня[5]!) После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава – круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает, честну братчину зачинает.
7. Бадняк. После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих. Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!»
Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую пеленают, как ребёнка, и вносят в избу. Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз – ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх, дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню – хлебу поём, хлебу поём – хлебу честь воздаём! Старым людям на услышанье, молодым на потешанье! Всем добрым людям на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго. Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает: Веселяк ли наш Бадняк? – Веселяк, батюшка, веселяк! – следует ответ. И так до 3-х раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома). Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры – на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.
8. Окрута. В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица – весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).
9. Кудеса. Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.
10. Встреча рассвета. Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным славу поют, людям честным благо призывают.
11. Особливо для окрутников. Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами – особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой – наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом – обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём…
12. Избранные обрядовые словеса на Коляду
1. На крутой горе высокой Горят костры ярые, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучих Горит огнём негасимым Всяк живот поднебесной. Вокруг стоят старцы старые, Рекут старцы слово вещее Про живот, про смерть, Про весь Род человечь, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Заклятие великое Нежити беспутной на страх, Людям честным во здраву, А Богам Родным во славу! Гой, Коляда! Слава!
2. Как напала пороша Снегу беленького. Как по этой пороше Гуси-лебеди летели – Колядовщички, Недоросточки, Красны девушки – Ходили, искали Государева двора[6]. А Государев двор Ни близко, ни далёко, На семи столбах. А вокруг него Островерхий тын, Вокруг того тына Всё шелковая трава, На всякой травинке по жемчужинке. А за тем тыном На красной горе Стоят три терема Златоверхие: Во первом терему – Светел Месяц, Во втором терему – Красно Солнышко, Во третьем терему – Часты звёздочки. Светел Месяц – То Хозяин во дому, Красно Солнышко – То Хозяюшка[7], Часты звёздочки – Малы детушки. Как самого Хозяина Дома нету-ти, Дома нету-ти, Не случилося. Он уехавши Правый суд судить, Правый суд судить Да ряды рядить. Посудивши, порядивши, Домой едет он, Он жене-то везёт Кунью шубку, Кунью шапочку, А своим-то сынам – По добру коню, Своим доченькам – По злату венцу, Своим служникам – По сапоженькам! Гой, Коляда! Слава!
3. Наша-то Коляда[8] Ни мала, ни велика, Она в двери не лезет, Она в окна стучит: Не ломай, не сгибай, Весь пирог подавай! Виноградье красно-зелено! Виноградье красно-зелено! Гой, Коляда! Слава!
4. Уж ты, дядя Доброхот, Подай злата на проход! Выдашь — не выдашь, Будем ждать, У ворот стоять! Золотая голова, Шелковая борода, Ты подай пирожка Ради праздничка! Гой, Коляда! Слава!
5. А дажди, Свароже, тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу – осьмина, Ему с зерна – коврига, С полузерна – пирог! Надели его, Сварог, И житьём, и бытиём, И богатством полон дом! И яви ему всего Ещё лучше того, Красивее да добрее! Гой, Коляда! Слава!
6. Коляда! Гой, Коляда! Слава!
Приходи-ка ты сюда! Подавай пиво-медок, Мы пойдём на мосток В позвонцы стучать – Овсеня встречать! Овсень едет на свинье Ко самой Коляде!
7. День-Солнцеворот! Катись на огород, С огорода – на красно угорье, Подымись над нашим подворьем! Разгони, Огонь (либо: Сварог), потемь, Верни на Русь красный день!
Гой, Коляда! Слава!
8. Ай, Ты, Марушка, Матушка Зима! На что досадуешь, На что серчаешь? Чудь белоглазую По крыльцу гоняешь, Живот изводишь, Худом день полнишь! Полно, Матушка Зима, Птицу и зверя, Землю и Воду мучить! Оправь бел платок, Взойди на порог, Откушай хлеба-соли нашего! Кланяемся Тебе, Марушка, Матушка Зима! Гой, Коляда! Слава!
9. Мороз Красный Ноc, Вот те хлеб да овёс, А к нам не ходи, Дом и двор не студи, Жито не губи, Угощенье прими! Гой, Коляда! Слава!
10. Батюшка Мороз, Ходи до нас кутью ести! Тут тебе сегодня веселиться, А весной не бывать – Будем пугом погонять! Гой, Коляда! Слава!
11. Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива да хлеба, Так и ты подай нам того ж На весь год – Всякого счастья, красы да здравья! Счастливо тебе Перегореться да повеселиться – По добру в очаг наш ложиться! Гой, Коляда! Слава!
12. Гой, Коляда! Гой, Коляда! Божич родился, Свята пришла! Гой, Коляда! Слава!
Слава Роду!
1] Громада – Община.
[2] Красный угол, домашняя Божница.
[3] Начертанный знак.
[4] Окрута – обрядовое обряжение в личины иных, оборотничество.
[5] Три Брата-Огня: Даждьбог Трисветлый – Солнце красное, Огонь Небесный; Перун Громовитый – Метатель огненных стрел-молний, соединяющих Небо и Землю; Огонь Сварожич – Огонь Земной.
[6] Вероятно, здесь «Государев двор» – это Небесная Обитель Отца Сварога. Хотя в некоторых других вариантах данной кощуны – «Государь» («Князь», «Хозяин»…) обладает всеми чертами Велеса, а «Государев двор» носит явно выраженную Навную (Иномирную) символику.
[7] Здесь: Солнце (круг – образ женского лона) соответствует женскому началу, а Месяц — Рогатый Бог-Отец (Велес Корович) – мужскому. Согласно другим вариантам, Солнце соответствует мужскому началу, а Луна – женскому.
[8] В разных вариантах данной колядки к Коляде обращаются и как к Божичу мужского рода («Коляда-Божич – Честной Сварожич»), и как к олицетворению праздника женского рода («Свята Коляда»).

праздники
admin

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста