Эгоизм опасен для человечестваЕще совсем недавно, каких-то лет сорок назад, общество предоставляло человеку более-менее стройную систему ценностей. Социализм был как социализм, устойчивый, солидный, с подешевевшими, но вполне членораздельными идеалами. Капитализм был вообще красавец, особенно если сквозь железный занавес на него любоваться.

Для людей — пользователей системы ценностей, — мир представлялся уложенным во вполне определенные блоки понятий. Пусть и выглядело это иногда довольно примитивно. Например: «У нас, конечно, все не так, но то, что у них — это же просто ужас, поэтому у нас все-таки норма и мы готовы ею гордиться». Или наоборот: «Как бы у них там ни было все не так, но у нас же тут вообще беспредел, поэтому быть там — предел моих мечтаний».

И все же, несмотря на примитив, был мир и были понятия. Блочная конструкция мира выглядела очень солидно, человеку, в общем-то, не мешало, что сам он замурован в ней. Наоборот, он с увлечением помогал ее строителям, «властям предержащим», изобретать для нее все новые и новые рецепты клейкого раствора: мораль, религии, идеологии.

Действенные «искры альтруизма», живущие в душе каждого, были объявлены просто моральными качествами и использовались строителями для укрепления раствора. И скажи кому, что искры эти — действие закона, благодаря которому существуют все природные системы, — за грохотом строительства и победных маршей он тебя и не услышит.

А тем временем процесс шел не останавливаясь — процесс развития внутреннего материала творения, эгоизма. Развитие это влечет за собой усиление эгоистичности, то есть все большее отторжение друг от друга людей и понятий. И в мире, который человек видит вовне, и в его внутреннем мире возникает постепенно неимоверное множество деталей при полном отсутствии структуры. С чужими уже пиво пьешь, дела ведешь и судьбу на кон ставишь, а своих уже никто за своих не считает. И как результат — тот, бывший, мир и понятия ушли в прошлое, оставив нас с натугой вспоминать, кто же они были такие, и сочинять о них сказки — добрые, страшные и волшебные.

На смену пришла эпоха всеобщей легитимизации всего на свете. Дробление, деструктуризацию и резкое удешевление претерпевает все — и ценности, и общественные институты. Все детали дикой смеси понятий, в которой мы оказались в результате, стремятся к равнозначности. Нет уже у наших понятий ни плюса, ни минуса, нет великого и нет низкого, нет ни добра, ни зла.

Но, как ни странно, именно этот хаос и победа энтропии дает сегодня возможность увидеть наши «тайные искры» альтруизма и оценить их. Ведь они теперь не подавлены блоками понятий и ценностей, созданными в человеке обществом, всходящим на дрожжах эгоизма.

Значит — мы свободны! Выбрать в себе эти «искры», увидеть, что только благодаря им можно выжить, сказать, не боясь: «Возлюби ближнего — это не религия, это закон природы!», — и строить согласно этому закону жизнь — свою и общества, — когда еще история предоставляла такую свободу каждому из нас?

Человек, наконец, свободен увидеть в обществе не своего старого надежного врага, аппарат подавления его стремлений, и не вспомогательный механизм, обязанный способствовать его личным достижениям. Человек теперь может увидеть, что род людской — это живой организм, забота о всех без исключения частичках которого даст ему шанс почувствовать, наконец, вкус свободы, свободы от рабства эгоизма.

Кроме того, та каша понятий и ценностей, в которой пытается нас варить эгоизм, дает возможность и каждому из нас и обществу выявить также настоящий характер нашего «шеф-повара». Мы уже способны сегодня оценить опасность эгоизма как ведущего фактора в реальном нынешнем развитии человека и цивилизации.

Пока же мы, продолжая покорно вариться в его каше, позволяем ему быть хозяином положения, он будет действовать по принципу «разделяй и властвуй». Ни на что другое он просто не способен, потому что он всего лишь материал. У него есть своя схема развития, и если мы не вникнем в его суть, он будет продолжать разъединять нас, натравливать друг на друга, вести нас и дальше по пути к самоуничтожению.

Если же мы поймем, что любая система (в нашем случае — наш мир-страдалец) может существовать только в меру самоотдачи, «альтруизма» ее элементов, это даст нам силы использовать эгоизм «на мирные цели». А он против не будет, он же только материал, который давно уже ждет, когда хозяин возьмет его в руки и сделает из него что-то стоящее.

Таким образом, именно в наше время в поле зрения, в «поле ощущения» человека появляются реальные факторы, которые дают возможность обоснованно принимать решения — и обществу и каждому из нас.

Используя эти факторы, мы сумеем правильно оценить эгоизм как нашего общего врага, мировое зло. Сумеем оценить принцип «возлюби ближнего» как закон природы, который, как любой природный закон, надо знать и уметь использовать на общее благо, — то есть, сможем использовать ситуацию с максимальным КПД.

www

Общество
admin

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста