Что читают дети, или ужасы и нелепости детской литературыОткрыть книгу, испугаться и больше не читать – такая перспектива сегодня вполне реальна для многих московских детей. В погоне за продажами издатели все чаще нарушают баланс между формой и содержанием книг. Разумеется, не в пользу содержания. В итоге столичные магазины оказались наводнены некачественной литературой. Как оградить детей хотя бы от самых шокирующих экземпляров?

Смотришь в книгу – и видишь там порой удивительные вещи. В погоне за покупателем книгоиздатели даже младшему школьному возрасту предлагают по-настоящему изображенных графа Дракулу, шевелящуюся Медузу Горгону и множество других впечатляющих персонажей.

Книга ужасов для среднего школьного возраста за тысячу рублей. Знакомьтесь – зомби: рост, вес, волосы, глаза. Три способа убить зомби – отрезать голову или просто проломить череп чем-нибудь тяжелым, поджечь или пропустить через зомби электрический ток. Или вот гильотина, читаем: «Иногда палачу не удавалось с первого раза отрубить голову. Приходилось рубить снова и снова». Так и написано – ужас, правда? Действительно, и показано очень наглядно.

Как следует из статистики, книготорговля, а особенно – качественно изданными красивыми детскими книгами, сегодня что называется, на подъеме.

«Пользуются популярностью книги с какими-то секретиками, какими-то вложениями, потому что дети, как показывает практика, сейчас не очень много читают. Конечно, это всё идет от родителей, но вот наши издатели – в том числе, и мы – стараются приучить детей к чтению через игру каким-то таким подобным образом», — говорит заместитель коммерческого директора сети книжных магазинов Наталья Никульшина.

О том, что современные дети читают мало, из тех, кто взялся порассуждать на эту тему, не скажет только ленивый. А вместе с тем, по словам специалистов, на самом деле претензии родителей сводятся к тому, что книги не те, на их взгляд.

«Когда мы утверждаем, что они не читают или что они мало читают, мы, прежде всего, подразумеваем, что они не читают того, что читали мы и что любили мы, — рассказывает главный редактор газеты »Дошкольное образование», кандидат педагогических наук Марина Аромштам. — Наше ценностное книжное поле почему-то не переходит детям по наследству».

В Центре психологической экспертизы игр книгам тоже уделено значительное внимание. Коллекция самых нелепых экземпляров здесь постоянно растет. И строго говоря, это уже и не книга вовсе, ведь содержание здесь вторично – на первом месте всевозможные украшения. А прикладывающиеся игрушки – вообще отдельная песня.

«Производители стремятся удивлять покупателей – родителей, в первую очередь, – и поэтому они пытаются что-то такое изобретать, совершенно не ориентируясь на потребности детей», — уверена начальник научно-методического отдела Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете Елена Шеина.

Никакой предварительной смысловой экспертизы всё то, что попадает сегодня на полки детских магазинов, не проходит. Продавцы отказывают в каких-то уж совсем вопиющих случаях.

«На книжную полку попадает разное, и понятно, что родитель все не просмотрит, потому что если он покупает роман, он прочтет, скорее всего, аннотацию, а еще скорее, выберет картинку и будет ориентироваться на картинку, потому что визуальное восприятие – это то, что сейчас ведет нашего покупателя», — поясняет Марина Аромштам.

В один голос специалисты советуют именно родителям хотя бы пролистать книжку, прежде чем купить, ориентируясь на яркие картинки.

— Получается, что покупаешь книжку, а ничему она не учит, никакого содержания в ней нет. Вот, например, хорошая книга с хорошими яркими иллюстрациями, даже игрушка добавлена, но содержание книги – простая зарифмовка слов: «Гоша может делать щелк, но какой же в этом толк».

Общественный совет из экспертов мог бы ставить на проверенные издания некий одобрительный штамп, чтобы помочь родителям ориентироваться в бескрайнем книжном море. Не возражают и крупные издатели: в надежде, что такая экспертиза поможет им закрепить доверие покупателей. Но пока подобный совет остается лишь в теории. А сомнительные опусы продолжают издаваться километрами, находя, в конечном итоге, своего читателя.

www


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста