Челябинские ученые установили связь между экологическим неблагополучием и восприятием жизниУченые ЧелГУ установили: каждый второй южноуральский старшеклассник, проживающий в экологически неблагополучных территориях, находится в состоянии экологического стресса. Как результат — такой подросток пессимистично смотрит на жизнь, окружающую среду оценивает как опасную, а людей, в ней живущих, воспринимает как жертв обстоятельств.

Как передает корреспондент «Нового Региона», последние два десятилетия отечественные и зарубежные психологи активно изучают психологические аспекты реагирования на экологическую опасность.

Исследователи говорят: сегодня в обществе возник особый вид стресса, вызванный воздействием экстремальных условий среды, а также ожиданием такого вредного влияния и его последствий. Один из психологов назвал это явление «экологическим стрессом».

Однако до сих пор структура подобного стресса, его роль в жизни человека и факторы, влияющие на его интенсивность, почти не изучены.

Ученые ЧелГУ поставили цель проанализировать влияние стрессовой ситуации на социально-психологическую адаптацию старшеклассников южноуральских школ. В исследовании участвовали 553 ученика, проживающие в зонах экологического неблагополучия и 527 старшеклассников из городов и районов области с благополучной экологической ситуацией.

Психологи создали «Опросник экологического стресса», с помощью которого выяснилось: в условиях экологического неблагополучия доля испытуемых с высоким и выше среднего уровнем экостресса превышает 53%, а во второй, благополучной группе, составляет более 25%.

Исследователи также установили, что такой вид стресса отрицательно сказывается на позитивном отношении к жизни, к другим людям, в том числе к сверстникам, а также на осмысленности жизни и оптимистичной жизненной перспективе.

Экологический стресс, в первую очередь воздействует на самосознание личности, подчеркивают ученые. «Если среда жизнедеятельности оценивается как опасная, люди, которые в ней живут, воспринимаются как жертвы обстоятельств, формирование позитивного отношения к себе и к другим затрудняется, а жизненная перспектива становится более пессимистичной. Отметим, что негативные изменения самосознания, жизненной перспективы и отношения к окружению зафиксированы у людей, переживших или переживающих и другие виды острого или хронического стресса», — говорится в исследовании.

Это, по мнению авторов научной работы, говорит о необходимости разработки программ психологической помощи юношеству в условиях экологического неблагополучия.

www


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста