| Источник

На прошедшей неделе Госдума так и не решилась рассмотреть проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов, который поступил в конце сентября. И неудивительно, ведь законопроект так и остался «недоделанным» — бюджет пришел в том варианте, в котором он поступил в Кремль, после чего его раскритиковал президент Владимир Путин. Поэтому, как было объявлено в начале недели, депутаты Госдумы собираются принять законопроект только с президентскими поправками, которые будут внесены во втором чтении. Источник из «Единой России» рассказал, что работы по бюджету предстоит много, главное было внести его в кратчайшие сроки, а уже потом думать о качестве. И вот, внесли, видимо, теперь думают, что делать дальше.

 

 Социальные расходы казны урезаны почти на 800 миллиардов рублей

Потому что качество документа оставляет желать лучшего, даже на фоне всех неудачных бюджетов правительства Путина прежних лет. Депутат Госдумы, лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что федеральный бюджет уже давно «как следует не рассматривается». «Вот сейчас будет новый бюджет. Все, что связано с регионами, здравоохранением, образованием, производством урезается почти на 800 млрд рублей, хотя получено 2 трлн рублей сверхдоходов. Опять прячут деньги в американские, европейские банки», — констатирует Зюганов.

Согласно проекту, прогнозируемый объем доходов федерального бюджета в 2013 году составит 12,8 трлн рублей, расходы определены в сумме 13,3 трлн рублей. Таким образом дефицит бюджета составит 521,4 млрд рублей.

По словам президента промышленного союза «Новое содружество» Константина Бабкина, широко рекламируемая властями «социальная направленность» в проекте бюджета решена весьма оригинальным способом: меньше расходов на сельское хозяйство, меньше – на промышленность и обещанное повышение зарплат бюджетникам. «Правда, денег на это уже не хватает, поэтому зарплаты будут повышать путем сокращения количества бюджетных мест, уволив часть учителей и врачей. Такая «социальная» направленность приведет к деградации образования, уничтожению имеющегося производства и, как следствие, к социальным потрясениям», — считает Бабкин.

Кроме того, в проекте бюджета заложена идея повышения акцизов на производство топлива и повышение налогов на добычу полезных ископаемых. Таким образом, на рынке нас опять ожидает подорожание энергоресурсов. По словам эксперта, в результате «продолжится высасывание соков из производства и граждан». Следовательно, в России опять не будет возможности для развития никакого другого производства, кроме «экономики трубы».

Подробнее проанализировать статьи бюджета «СП» попросила старшего аналитика ИК «Риком-Траст» Владислава Жуковского.

— Прежде чем приступит к анализу непосредственно самого бюджета, столь активно проталкиваемого либеральным правительством премьер-министра Дмитрия Медведева, стоило бы сказать пару слов о тех базовых предпосылках, на которых строится проект бюджета на ближайшие три года. Откровенно утопическими и недостижимыми выглядят базовые макроэкономические индикаторы, от которых правительство предлагает отталкиваться при планировании и в зависимость от которых ставится вся бюджетная системы России.

Совершенно непонятно, на основании каких таких прогнозов правительство ожидает увидеть средние темпы роста российской экономики в размере 4,2%, а прирост промышленного производства на отметке в 3,7%. Если уже к концу текущего года темпы роста российской экономики, даже по официальному прогнозу Минэкономики, снизятся до 2,2-2,4%. Другими словами, уже сейчас буквально на глазах происходит не просто замедление темпов экономического роста и затухание деловой активности в России, а радикальный обвал, который не в силах предотвратить даже стабильно высокие цены на нефть и прочее сырье.

«СП»: — Какие темпы экономического роста нужны России, чтобы улучшить социальную ситуацию в стране?

— Еще в 2005 году лучшие российские макроэкономисты и ученые РАН пришли к выводу, что в условиях сложившейся в России колоссальной имущественной дифференциации населения для поддержания социальной стабильности российская экономика должна расти минимум на 5,5% в год. Но с тех пор социальная пропасть лишь расширилась: только по официальным данным Росстата разрыв в уровне оплаты труда – 10% наиболее богатых и 10% наименее социально защищенных граждан составляет 16 раз. А, с учетом доходов от капитала и предпринимательской деятельности, а также скрытых источников (криминал, коррупция и так далее), социальная пропасть России вообще достигает катастрофических 110 раз.

«СП»: — И нынешнее торможение экономики сделает этот разрыв еще больше?

— Конечно, потому что бюджетный прогноз по приросту реальных доходов населения выглядит совершенно нереализуемым. Согласно правительственным прогнозам (с учетом существенно заниженной оценки инфляции), прирост доходов населения должен варьироваться в диапазоне 4-5%. Однако в проекте бюджета на 2011 год чиновники также обещали обеспечить рост уровня жизни населения на 3-4%. Но в итоге, на протяжении января — августа прошлого года, только по официальным данным Росстата доходы населения не выросли, а сжались на 0,5-2%. И лишь благодаря предвыборной накачке экономики в 3,5 трлн рублей, в последние месяцы удалось добиться едва заметного роста уровня жизни населения на 0,8% в нынешнем году. Столь низких темпов роста доходов населения в России не наблюдалось аж с дефолтного 1998 года, что наглядно говорит о том, что даже стабильно высокие цены на нефть больше не в силах тащить за собой российскую «экономику трубы».

«СП»: — В общем, с доходами «труба дело». Значит, Путин опять будет недоволен?

— Весьма знаковой стала публичная критика работы правительства Медведева со стороны Путина и беспрецедентное за долгие годы вынесение президентом выговора в адрес сразу трех министров. Однако никаких позитивных изменений в проекте бюджета, судя по заявлениям высокопоставленных членов кабинета министров, так и не произошло. Сначала об этом публично заявил глава Минфина Антон Силуанов, который недвусмысленно дал понять, что даже после публичной критики финансирование национальной экономики, науки и образования будет осуществляться по остаточному принципу. При этом финансирование президентских обещаний будет осуществляться за счет так называемого «бюджетного маневра», на практике означающего просто отвлечение бюджетных средств с других жизненно важных направлений. Другими словами, либеральное правительство Медведева продолжило реализации бюджетной политики изгнанного министра финансов Алексея Кудрина по «проеданию» поступающих в страну нефтедолларов и вывозу за рубеж валютных резервов.

«СП»: — Вот с этого места – про здравоохранение, образование и культуру — пожалуйста, поподробнее.

— Прежде всего, в глаза бросается самое радикальное за последние одиннадцать лет сокращение финансирования здравоохранения – на 26,9% (с 494,3 до 361 млрд рублей), ЖКХ – на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд), физической культуры и спорта – на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд). Также более чем на 5,45% сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд рублей), что хорошо отражает истинную суть обещаний властей относительно модернизации и инноваций. Именно по этой причине российская модернизация свелась к раскапыванию картофельного поля в оффшорном пригороде Москвы, замене лампочек в подъездах и изобретению морально устаревшего «чубридера» за 20 тыс. рублей («российский» планшетник для школьников из западных деталей — изобретение главы Роснано Анатолия Чубайса — прим. ред.). Правда, едва заметный прирост государственных затрат предполагается по статье культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (6,1%). Однако в силу смехотворного объема средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд рублей соответственно), эта «капля в море» в большей степени напоминает издевку, нежели попытку решить проблему упадка культуры и ужасной экологической ситуации в стране.

«СП»: — Может, сэкономленные деньги пошли на российскую экономику, извините за каламбур?

— Ничего подобного, в ближайшие три года предполагается сократить и без того неадекватно низкие расходы на национальную экономику на 1,67% — с 1,68 до 1,65 трлн рублей. Притом, что объем расходов на поддержку отечественных товаропроизводителей, сельского хозяйства, наукоемкой промышленности высоких переделов едва дотягивает до 3,3% ВВП, а с учетом региональных бюджетов – 6,7% ВВП. Тогда как у наших потенциальных стратегических конкурентов — США, Евросоюза и Японии, на финансирование отечественной экономики выделяется порядка 13-15% ВВП. Поэтому вовсе не удивительно, что средние темпы роста импорта в Россию в 3-4 раз превышают прирост обрабатывающих производств, а на долю продукции иностранных транснациональных компаний приходится 65% отечественного продовольствия, 85% фармацевтики и 90-95% рынка электроники, бытовой техники и высокотехнологичного оборудования.

«СП»: — Так куда же пойдут бюджетные деньги?

— Совершенно очевидно, что российские власти взяли курс на задабривание силовых ведомств и наращивание финансовой поддержки правоохранительных органов, все чаще воспринимаемых обществом в качестве «карательных сил». В течение 2013-2015 годов расходы федерального бюджета «на национальную оборону» должны вырасти на 5,89% (с 1007 до 1066 млрд рублей), а финансирование национальной безопасности и правоохранительных органов увеличится на 4,86% (с 1,59 до 1,66 трлн. рублей). Судя по всему, российские коррумпированные чиновники прекрасно осознают провал проводимой в стране социально-экономической политики и именно по этой причине расширяют финансирование силовых ведомств, которые, по их мнению, должны обеспечить безопасность правящего режима в условиях социального протеста и недовольства масс. Таким образом, значительное расширение бюджетного финансирования наблюдается исключительно по направлению правоохранительных ведомств и «карательных структур» министерства обороны. Совершенно очевидно, что предлагаемый правительством бюджет носит ярко выраженный реакционный характер.

 

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин

Олег Гладунов


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста