| Источник

Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он — хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.

 

1 апреля празднует свои именины домовой
Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел.

ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО

Согласно древним верованиям, из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства дома, рождался домовой хозяин.
Домовой — хранитель домашнего очага. Он помогает вести хозяйство, бережет имущество от порчи, кражи и других бед, прежде всего — от пожара. При переезде на новое место хозяйки вынимали уголек из печки, укладывали его в лапоть (или другую обувь) и торжественно перевозили к новому домашнему очагу. Верили, что именно в такой уголек может превратиться домовой, если захочет переселиться в новостройку. Идеальный подарок для домового в этом случае 2-3-месячный котенок, лучше всего пестрый (трехцветный) или полосатый. Котенка нужно сразу же принести на кухню к плите, поставить на пол, не выпуская из рук, и сказать: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Если домовой примет «зверя», то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестко отомстить тем, кто кошку (кота) обижает. Говорят, что «кто кошку пнет, тот ногу ушибет, а кто убьет кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет».

Чаще всего домовой выглядит как старичок с заросшим белыми волосами лицом. В детском возрасте домовые похожи на шары, покрытые длинной, жесткой на ощупь шерстью. Руки маленькие, с мягкими пальчиками. Ноги могут отсутствовать — тогда домовые передвигаются по воздуху, паря в десятке сантиметров от пола. При виде человека обычно становятся почти прозрачными и неподвижно зависают под потолком, но иногда начинают очень быстро летать по комнате, оставляя за собой сероватый след. В подростковом возрасте домовенок не имеет пола, но долгое время живя рядом с человеком, он постепенно приобретает облик, характер и пол своего хозяина.
В разных регионах России домовой принимает разные образы. Помимо старичка деревенские домовые прикидываются зайцем, медведем, рысью или показываются тенью на стене. Городские домовые часто принимают образ мыши, ужа, ласки или кошки. В городских условиях селятся под плитой, в духовке, под ванной, на антресолях или в чулане.

Любимая забава домового — прятки. Он прячет нужную вещь и развлекается, наблюдая за поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно сказать: «Домовой, домовой, не шути со мной. Вещь взял, поиграл — положи, верни». Если же он шалит слишком часто, значит, всерьез страдает от одиночества. Тогда после очередных пряток намекните, что вы не против его женитьбы. Для этого нужно повязать любой платочек, кроме носового, вокруг ножки стула и сказать: «Домовой-дедушка, вот тебе подружка, на нее взгляни, что взял, — верни».
Жена домового — домовиха, домаха, большуха, маруха, кикимора (не путать с лесной и болотной кикиморой!) часто пакостит и чудит. Переставляет мебель, перекладывает вещи на свой вкус, путает нитки, пугает детей внезапным стуком каблуков. Но иногда помогает хозяевам, предупреждает их о беде.
Обычно домовуха-кикимора предстает в образе сухонькой маленькой бабы, голова с наперсток, ножки-соломинки. В середине мая (время сватовства домовых) ее кожа зеленеет, а в глазах появляются чертовские искорки. Может предстать и девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волосами.

По окончании праздника встречи весны (с дня весеннего равноденствия и до Ладодения) у древних славян начиналась собственно весна, по нынешнему календарю — 1 апреля. Этот день считался Днем пробуждения домового. Славяне верили, что на зиму он (подобно многим животным и духам) впадал в спячку, просыпаясь лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. А когда весна приходила окончательно и бесповоротно, главный дух-хранитель очага — домовой — должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме, почистить хлев, начать готовиться к посевной, смазывать телеги.
Когда мы посреди сладкого сна внезапно просыпаемся под трезвон будильника или от громкого голоса заботливых родичей, то часто бываем недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему разбудили так рано. Дети вообще начинают капризничать. А домовой частенько имеет повадки ребенка, и после долгой зимней спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же принимается шалить. То муку или крупу высыплет, то белье перепачкает, в крестьянском хозяйстве мог перепутать гривы лошадям, коров напугать. Да мало ли!..
Конечно, наши далекие предки пытались умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. Чтобы было веселее домовому, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах непременно красовались разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем про встречу весны и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась. Как осталась поговорка — первого апреля никому не верю.
Приход христианства, однако, внёс свои поправки. Когда не удаётся истребить в умах людей что-то достаточно древнее, приходится приспосабливать «под себя», как произошло это с крашеными яйцами или масленицей. Вот и домовому подобрали соответствующую легенду и даже святого. Некогда бог «разжаловал» ангелов, которые проникли в тайну его величия, и, изгнав с небес, определил на вечные времена сторожить воды, леса и горы. Кто в тот момент находился в доме — сделался домовым, в горах — горным духом, в лесу — лешим. Домовой в этой версии представляет собой дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, и даже оказывает услуги любимым хозяевам. Если домовому живется хорошо, он обзаводится женой — домовичихой и ребенком — домовенком. И все их семейство дружно помогает людям вести хозяйство, опекать домашних животных, беречь имущество от порчи, кражи и других бед. Если же этот добрый дух остается холостяком, то от скуки может проказничать. И именины домового начали справлять не 1 апреля, а 10 февраля — в день преподобного Ефрема, который родился в начале IV века в городе Низибии, находящемся на границе с Сирией, потому имеет прозвание Сирин. В юности он ушёл в горы, где жил отшельником, а после того, как его родной город захватили персы, удалился в монастырь. Написал много песнопений и молитв, и всегда учил, что главное в христианской жизни — покаяние. На Руси преподобный с давних пор пользовался особой любовью, простые люди охотно приняли его учение о покаянии, правда, переформулировав на свой лад: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Поэтому в день его памяти, 10 февраля, люди с утра ходили в церковь, а с наступлением темноты грешили «на полную катушку», справляя именины домового: закармливали его, задаривали, старались угодить. Эта традиция прижилась так крепко, что Ефрема стали называть иногда «запечником и сверчковым заступником».
По сведениям ИА «Двина-Информ», «если вы хотите, чтобы и в вашем доме завелся домовой, найдите яйцо, снесенное петухом, и шесть месяцев носите его подмышкой. Непременно с левой стороны. Домовой родится и обязательно принесет в ваш дом мир и покой»

Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка — маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от древности и пыли. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он примет облик хозяина дома — ну как вылитый! Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только понадобятся вещи человеку.

ПЛАЧ ДОМОВЫХ

Однажды маленький Чуйко проснулся от того, что послышался ему чей-то тоненький плач. Вскинул голову — нет, тихо в избе, даже младшая сестренка крепко спит. И родители спят. И дед с бабкою. Кто же плачет?
Сунул Чуйко голову под подушку — нет, все равно не уснуть: плач мешает. Разливается он уже на много голосов, да с приговором, с причетом! А может, это на дворе кто-то плачет? Калика перехожий милости просит?
Не выдержал Чуйко, сполз с печки и осторожно, крадучись, выбрался на крылечко.
Пусто во дворе, в небе луна светит. А плач доносится из-за околицы.
Ступил Чуйко босыми ногами в росистую траву и, поеживаясь да подпрыгивая, ринулся со двора. Добежал до околицы — да так и обмер.
Луна высоко поднялась, светло стало, почти как днем, и в этом свете увидал Чуйко каких-то низеньких человечков, которые стояли вдоль околицы и горько плакали на разные голоса. Кто-то из них был похож на крепенького мужичка, кто-то казался старше Чуйкова прадеда. Но все они были одеты по-крестьянски, в рубахи да лапотки. Утирая слезы кулаками, глядели они на небо, и когда Чуйко поднял глаза, он так и обмер, потому что увидал…
Увидел он огромного, в полнеба высотой, всадника на белом коне. Лицо всадника было искажено мученической мукою, потому что его пронзила стрела. Он понукал усталого коня, пытаясь уйти от погони, но она близилась с каждым мгновением, и вот уже Чуйко увидел меховые шапки степняков, разглядел их низкорослых, мохноногих и резвых коней, увидел длинные копья в руках ордынцев. А еще он узнал умирающего всадника. Это был Воля, его отец!
Закричал Чуйко и грянулся оземь без памяти. Рано утром нашла его матушка, которая встала подоить корову да хватилась сына. Кое-как привели мальчишку в сознание. Сначала он только плакал, ни слова сказать не мог, но выпил парного молочка, поуспокоился — и поведал о ночном видении.
К тому времени вокруг полдеревни собралось, и взрослые, выслушав его, молча переглянулись. Они сразу поняли, что видел Чуйко домовых, слышал их причитания. Известно — если домовой плачет ночью, это всегда предвещает беду, а может быть, и смерть хозяина. Что же вещует плач всех деревенских домовушек? И что заставило их, домоседов-доможилов, покинуть свои избы и выйти к околице, рыдать там, словно на пепелище? Уж не грозит ли беда всей деревне?
— Парнишка видел степняков — не их ли надобно опасаться? — сказал Воля, Чуйков отец.
— Сон это и бредни глупые, — зевнул пастух Мушка. — Гоните коровушек в стадо, полно время терять.
— Глупец тот, кто не чтит старых примет и не внемлет разумным советам, — сурово ответил Воля. — Если уж духи жилищ наших возрыдали — не миновать беды. Изготовимся к обороне, односельчане, чтоб не встретить врага с разинутым ртом.
Многие его охотно послушались, многие ворчали и строптивились, однако в конце концов все взялись оружие чистить и боевой припас готовить. На ночь вдоль всей околицы караулы встали… и что же? Напали-таки степняки на деревню!
Только ждали они найти сонных, безоружных людей, а наткнулись на стрелы да копья, да рогатины. Завязался тяжелый бой, длился он целые сутки. Ушли степняки с большим уроном, ну а село удалось отстоять. Воля был ранен стрелою в плечо, но не до смерти.
Терпя боль, улыбнулся Воля перепуганному сыну:
— Это все пустое. Нет на свете воина, кто хоть раз не был ранен. Но когда бы не услышал ты плач домовых, все могло быть куда хуже!


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста